Пресс-центр

Социально-ориентированный подход к практике стратегирования в Самаре

18-го октября 2011 г. зам. Главы г.о. Самара А.В. Карпушкин выступил с докладом на круглом столе «Новое поколение стратегий: управление реализацией», проходившем в рамках X общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» в Санкт-Петербурге.

Ниже представлен текст выступления А.В. Карпушкина:

"Начиная с июня 2011 года, в Самаре запущен полноценный процесс формирования Стратегии социально-экономического развития на период до 2025 года. Особенности данного процесса заключаются в том, что на выходе:

  1. будет сформирована социально – ориентированная Стратегия, разработанная с участием всего городского сообщества;
  2. будут созданы и активизированы механизмы ее эффективной реализации – другими словами, начнёт работать система управления реализацией Стратегии.

Мы глубоко убеждены в том, что главной задачей стратегирования на сегодняшний день является именно задача повышения эффективности управления реализацией Стратегии. И мы также считаем, что решить данную задачу позволят три основных инструмента:

  1. запуск полновесного процесса стратегирования как подхода работы с будущим с использованием процедур форсайта и построением «дорожных» карт и др.;
  2. применение дополнительных методов стратегического планирования, среди которых и всесторонний синтез факторов развития; и углубленная процедура целеполагания, предполагающая формулирование генеральной стратегической цели, конкретизируемой в дальнейшем с помощью разветвлённого «дерева целей» с тем обязательным условием, что обратное «сворачивание» «дерева целей» должно строго задавать сформулированную генеральную цель; и формирование программно-проектного поля Стратегии в точном соответствии со стратегическими целями;
  3. реорганизация/инновация процессов управления развитием: от властно-административного управления к организации управления развитием.

Отмечу, что перед запуском процесса стратегирования в Самаре Администрацией городского округа были определены принципиальные требования к указанному процессу: стратегия должна формироваться, приниматься и реализовываться всем городским сообществом, а не только органами местного самоуправления; «автором» стратегии должно быть именно местное сообщество, а не сторонняя профессиональная организация; стратегия должна быть действительно открытой для обсуждения и разумных изменений и в связи с этим должна предусматривать режим регулярной корректировки и мониторинга; для успешной реализации стратегии  должен быть обеспечен конструктивный диалог внутри городского сообщества и сформирован эффективный механизм сотрудничества между всеми его сегментами и, главным образом, с муниципалитетом; на всех стадиях процесса стратегирования должно быть обеспечено реальное участие молодых граждан.

Исходя из перечисленных требований, в первой половине 2011 года было сформировано Техническое задание. Основной линией этого Задания стало именно организационно-методологическое сопровождение процесса стратегирования. Именно поэтому на основе данного Технического задания подбиралась консалтинговая организация (АНО «Урбэкс-развитие»), которая работает с игровыми технологиями различного уровня и владеет методологией стратегирования. При этом в роли непосредственных разработчиков Стратегии выступают Администрация городского округа, привлекаемые внешние и внутренние  эксперты, а также активные представители местного сообщества, желающие принять участие в создании Стратегии города.

К настоящему моменту в Самаре завершается первый этап стратегирования, суть которого состоит в проведении  стратегического анализа и всесторонней оценке текущей ситуации, параллельно осуществляется запуск второго этапа, предполагающего как комплексный синтез факторов, влияющих на развитие города, так и определение (конкретизацию)  направлений его развития.

Уникальность первого этапа стратегирования заключается в том, что

  1. глубина погружения для анализа настоящего социально-экономического положения Самары не ограничивается привычной 3-5-летней ретроспективой, а по возможности, разворачивается до 10-15 лет;
  2. исследуется организационно-управленческое влияние всех значимых  событий прошлого и настоящего на текущее состояние города; 3) определяется степень влияния российских и мировых тенденций стратегического развития, влияние развития регионов Российской Федерации, муниципальных образований Самарской области на настоящее положение и перспективы  развития Самары.

Важно отметить, что на этот раз при формировании Стратегии применяется принципиально новая для Самары технология стратегирования по созданию «живой» Стратегии, суть которой заключается в том, что помимо  привлечения различных специалистов и экспертов по вопросам функционирования и развития городского округа в процесс стратегирования включается все заинтересованное городское сообщество (представители бизнеса, науки, администрации города и области, общественные, молодежные организации и выдающиеся граждане Самары), соседние муниципальные образования – то есть все те, кто действительно заинтересован в развитии города.

Мы уверены, что нестандартный подход  к формированию Стратегии, а затем и к процессу эффективной реализации Стратегии позволит, наконец-то, объединить разрозненные группы социума Самары и Самарской области.

Вместе с тем, мы прекрасно отдаём себе отчёт, что задачу слаженного взаимодействия огромного круга участников процесса стратегирования решить исключительно сложно. Именно поэтому было принято решение о создании специализированного сайта «Самарские стратегии», на котором  сейчас представлена  информация о ходе процесса формирования Стратегии, а в дальнейшем будет размещаться  информация о реализации Стратегии Самары. Подчеркну: не столько текущее информирование, сколько включение максимально большого количества жителей Самары в процесс разработки Стратегии города, формирование общественных групп по различным темам, осуществление обратной связи и опросы населения за счёт организации форумов и других активных форм (например, конкурсов) являются целью создания данного сайта. Кроме того, сайт содержит такой  функциональный модуль, как «Стратегическая игра», который, как мы рассчитываем, позволит включить в процесс стратегического управления молодое поколение горожан.

Также, для организации очного взаимодействия с активным городским сообществом, для совместного обсуждения работы по формированию Стратегии, проделываемой консалтинговой организацией, Администрацией и экспертами, принято решение о проведении  интерактивных стратегических сессий. Проведение первой такой сессии с тематикой «Настоящее Самары: жизнь города и в городе», на которой представители власти, бизнеса, общественных организаций и т.д. смогут обсудить и внести свой неформальный вклад в создание Стратегии города, запланировано уже на 21 октября 2011 года. Как видно из заявленной темы, на сессии будет обсуждаться текущее положение Самары. При этом уже во второй части данной сессии предполагается выход на перспективы развития города и синтез тех факторов, которые в наибольшей степени зададут ход к желаемому будущему. Свои принципиальные варианты развития мегаполиса (не в конкретике, но в сущности) смогут предложить как представители власти, бизнеса и общественных организаций, так и рядовые самарцы.

Необходимо отдельно заметить, что вопрос реализации сформированной Стратегии станет самым актуальным для городского округа. Поэтому изначально в процессе стратегирования в Самаре задаются определенные требования к системе  муниципального управления, анализируется система текущего оперативного управления в контексте стратегического, определяется текущее состояние вертикальной и горизонтальной интеграции, определяются её основные параметры в системе стратегического управления, координируются действия разных агентов стратегирования, определяются и  взаимоувязываются механизмы реализации Стратегии и систематизируются  средства управления развитием.

Перечисленное выше в совокупности с результатами анализа нормативно-правовой базы всех уровней в части стратегического планирования и развития, а также обозначенными выше требованиями к процессу стратегирования в Самаре, обусловило  необходимость

  1. полного пересмотра функционала структурных подразделений городской Администрации с чётким выделением в составе этого функционала стратегических функций и
  2. разработки принципиально нового муниципального правового акта – положения об управлении стратегическим развитием городского округа Самара, где  найдут отражение все основные процедуры взаимодействия структур управления стратегическим развитием.

В этом, по нашему глубокому убеждению, и есть одно из главных требований к новому поколению муниципальных и региональных стратегий, учитывающих их реализационность".

Личный кабинет

Логин
Пароль


Регистрация