Пресс-центр

Выступление Ю.М. Римера на пятом форуме «Самарская инициатива «Кластерная политика» с докладом "Формирование стратегии социально-экономического развития г.о. Самара до 2025 г." (17 ноября 2011 года)

Выступал на форуме Ю.М.Ример - заместитель главы г.о.Самара

Начиная с июня 2011 года, в Самаре запущен полноценный процесс формирования Стратегии социально-экономического развития на период до 2025 года.

Особенности данного процесса заключаются в том, что на выходе:

  1. будет сформирована социально – ориентированная Стратегия, разработанная с участием всего городского сообщества;
  2. будут созданы и активизированы механизмы ее эффективной реализации – другими словами, начнёт работать система управления реализацией Стратегии.

Мы глубоко убеждены в том, что главной задачей стратегирования на сегодняшний день является именно задача повышения эффективности управления реализацией Стратегии. И мы также считаем, что решить данную задачу позволят три основных инструмента:

  1. запуск полновесного процесса стратегирования как подхода работы с будущим с использованием процедур форсайта и построением «дорожных» карт и др.;
  2. применение дополнительных методов стратегического планирования, среди которых и всесторонний синтез факторов развития; и углубленная процедура целеполагания, предполагающая формулирование генеральной стратегической цели, конкретизируемой в дальнейшем с помощью разветвлённого «дерева целей» с тем обязательным условием, что обратное «сворачивание» «дерева целей» должно строго задавать сформулированную генеральную цель; и формирование программно-проектного поля Стратегии в точном соответствии со стратегическими целями;
  3. реорганизация или инновация процессов управления развитием: от властно-административного управления к организации управления развитием.

Отмечу, что перед запуском процесса стратегирования в Самаре нашей Администрацией были определены принципиальные требования к указанному процессу:

  1. стратегия должна формироваться, приниматься и реализовываться всем городским сообществом, а не только органами местного самоуправления;
  2. «автором» стратегии должно быть именно местное сообщество, а не сторонняя профессиональная организация;
  3. стратегия должна быть действительно открытой для обсуждения и разумных изменений и в связи с этим должна предусматривать режим регулярной корректировки и мониторинга;
  4. для успешной реализации стратегии должен быть обеспечен конструктивный диалог внутри городского сообщества и сформирован эффективный механизм сотрудничества между всеми его сегментами и, главным образом, с муниципалитетом;
  5. на всех стадиях процесса стратегирования должно быть обеспечено реальное участие молодых граждан.

Исходя из перечисленных требований, в первой половине 2011 года было сформировано Техническое задание. Основной линией этого Задания стало именно организационно-методологическое сопровождение процесса стратегирования.

Важно отметить, что на этот раз при формировании Стратегии применяется принципиально новая для большинства регионов и для Самары технология стратегирования по созданию «живой» Стратегии, суть которой заключается в том, что помимо  привлечения различных специалистов и экспертов по вопросам функционирования и развития городского округа в процесс стратегирования включается все заинтересованное городское сообщество (представители бизнеса, науки, администрации города и области, общественные, молодежные организации и выдающиеся граждане Самары) – то есть все те, кто действительно заинтересован в развитии города. Таким образом, городская Администрация, привлекаемые эксперты, а также активные представители местного сообщества выступают в роли непосредственных разработчиков Стратегии.

Мы уверены, что нестандартный подход  к формированию Стратегии, а затем и к процессу эффективной реализации Стратегии позволит, наконец-то, объединить различные группы социума Самары и Самарской области.

Вместе с тем, мы прекрасно отдаём себе отчёт, что задачу слаженного взаимодействия огромного круга участников процесса стратегирования решить исключительно сложно. Именно поэтому было принято решение о создании специализированного сайта «Самарские стратегии», на котором  сейчас представлена  информация о ходе процесса формирования Стратегии, а в дальнейшем будет размещаться  информация о её реализации. Подчеркну: не столько текущее информирование, сколько включение максимально большого количества жителей Самары в процесс разработки Стратегии города, формирование общественных групп по различным темам, осуществление обратной связи и опросы населения за счёт организации форумов и других активных форм являются целью создания данного сайта. Кроме того, сайт содержит такой  функциональный модуль, как «Стратегическая игра», который, как мы рассчитываем, позволит включить в процесс стратегического управления молодое поколение горожан.

Пока же с помощью сайта нами был организован электронный анкетный опрос школьников по тематике, связанной с формированием Стратегии. В опросе приняло участие более 6 000 старшеклассников. Ребята отвечали на вопросы о своем родном городе – относительно его роли, которую он играет для Самарской области и страны в целом, относительно того, что им больше всего нравится и больше всего не нравится в Самаре, что важного, как им кажется, нужно сделать в городе. Коротко скажу, что абсолютное большинство полученных ответов пронизано искренней любовью к Самаре и, наверное, это самый главный результат проведённого анкетного опроса. Если старшеклассники, которые через 10-20 лет станут движущей силой этого города, любят его и связывают с ним свои перспективы, то и у города есть прекрасные перспективы развиваться и совершенствоваться.

Сейчас мы планируем провести аналогичный анкетный опрос среди студентов Самары. Соответствующая анкета уже представлена на нашем специализированном сайте. Со стороны Администрации городского округа были разосланы письма по действующим в городе ВУЗам с приглашением всем студентам участвовать в данном опросе. И мы искренне надеемся на отклик высших учебных заведений в этом отношении.

Также, для организации очного взаимодействия с активным городским сообществом, для совместного обсуждения работы по формированию Стратегии, принято решение о проведении  интерактивных стратегических сессий. Проведение первой такой сессии с тематикой «Настоящее Самары: жизнь города и в городе» уже состоялось 21 октября 2011 года. В сессии приняло участие более 200 человек, среди которых – представители власти, бизнеса, общественных организаций и т.д. Наверное, впервые столь разным людям, многие из которых играют заметную роль в жизни города, удалось совместно и, главное, конструктивно обсудить его текущее состояние, а также попытаться найти точки соприкосновения между своими взглядами на развитие Самары. В целом, каждый участник сессии внёс свой неформальный вклад в создание Стратегии города.

Здесь же скажу, что на 8-9 декабря текущего года запланировано проведение Второй публичной стратегической сессии «Факторы развития Самары», которая будет носить экспертный характер. Анонс данного мероприятия уже заявлен на сайте «Самарские стратегии». Поэтому если кто-то из присутствующих сегодня проявит интерес к планируемой сессии, мы будем рады сотрудничеству.

Примерно в этих же числах стартует «живое» анкетирование горожан. Для этой цели мы предполагаем организовать специальные места опроса жителей, оборудованные урнами для заполненных бланков анкет. Такой опрос будет проходить в популярных, активно посещаемых горожанами торговых центрах, заведениях культуры, возможно, в общественных приёмных и пр. Смысл опроса – предоставить возможность людям, которые в силу разных причин не пользуются или не любят пользоваться интернетом включиться в разработку Стратегии. Ведь нам действительно важно вовлечь максимальное количество жителей в конструктивный и созидательный процесс по формированию будущего родного города.

Итак, к настоящему моменту в Самаре завершён первый этап стратегирования, суть которого состояла в проведении стратегического анализа и всесторонней оценке текущей ситуации. Материал, собранный на указанном этапе, уже сегодня даёт нам богатейшую основу для всесторонней оценки и первичного понимания текущего состояния города.

Уникальность первого этапа стратегирования заключается в том, что

  1. глубина погружения для анализа настоящего социально-экономического положения Самары не ограничивалась привычной 3-5-летней ретроспективой, а по возможности, разворачивалась до 10-15 лет;
  2. исследовалось организационно-управленческое влияние всех значимых  событий прошлого и настоящего на текущее состояние города;
  3. была осуществлена попытка определить степень влияния российских и мировых тенденций стратегического развития, влияния развития регионов Российской Федерации, других муниципальных образований Самарской области на настоящее положение и перспективы  развития Самары.

Сегодня экспертные работы по формированию Стратегии Самары ведутся уже в рамках второго – синтезирующего – этапа. В рамках данного этапа запущен ряд синтезирующих процедур (составлены таблицы «плюсов-минусов» со сжатой оценкой внешнего и внутреннего потенциала города, а также его внешних и внутренних возможностей), начаты прогнозные и сценарные работы.

В целом же предполагается, что формирование Стратегии развития Самары должно быть завершено в конце весны 2012 года. Однако до этого времени процессу стратегирования в городе предстоит пройти ещё три полновесных этапа (по целеполаганию и определению приоритетных направлений развития, по программно-проектному наполнению Стратегии, по формированию механизмов её реализации), каждому из которых будут соответствовать три итеративные стратегические сессии.

Необходимо отдельно заметить, что после принятия Стратегии самым актуальным для городского округа Самара станет вопрос её реализации. Поэтому изначально в процессе стратегирования в Самаре задаются определенные требования к системе  муниципального управления, анализируется система текущего оперативного управления в контексте стратегического, определяется текущее состояние вертикальной и горизонтальной интеграции, определяются её основные параметры в системе стратегического управления, координируются действия разных агентов стратегирования, определяются и взаимоувязываются механизмы реализации Стратегии и систематизируются  средства управления развитием.

Перечисленное выше в совокупности с результатами анализа нормативно-правовой базы всех уровней в части стратегического планирования и развития, а также обозначенными выше требованиями к процессу стратегирования в Самаре, обусловит необходимость: ревизии функционала структурных подразделений городской Администрации с чётким выделением в составе этого функционала стратегических функций и разработки принципиально нового муниципального правового акта – положения об управлении стратегическим развитием городского округа Самара, где найдут отражение все основные процедуры взаимодействия структур управления стратегическим развитием.

В этом, по нашему глубокому убеждению, и есть одно из главных требований к новому поколению муниципальных и региональных стратегий, учитывающих их реализационность.

 

Личный кабинет

Логин
Пароль


Регистрация

Войти через популярные сайты: