Текущая разработка

ХI. 1941-1945 Война

На начало периода Куйбышев представлял собой столицу Куйбышевской области, включавшей территории современных Самарской и Ульяновской областей (отделена 1 января 1943 г.), с населением 390 000 человек. Выгодное экономико-географическое положение и создание промышленной и транспортной инфраструктуры (карбюраторный завод, железнодорожный узел, Самарская ГРЭС) в предыдущие периоды обусловило эвакуацию военной и иной промышленности и правительства во время войны именно в Куйбышев и вызвало качественный скачок в развитии города. С другой стороны, по причине удалённости от центра и низкого базового уровня развития промышленности и культуры город смог удержать лишь часть полученного в ходе войны. В Куйбышеве остались эвакуированные специалисты из разрушенных районов Украины, Белоруссии, Черноземья, тогда как столичные кадры вернулись обратно при первой же возможности. Причиной выбора Самары в качестве одного из основных центров эвакуации промышленности стало наличие энергетической базы и рабочей силы (Безымянлаг).

Куйбышев упрочил своё положение административного и промышленного центра региона, который сам превращается в крупный транспортный и промышленный центр. В составе города образованы Красноглинский, Кировский, Советский, Куйбышевский, Октябрьский районы. Куйбышев стал «запасной столицей» (с 15 октября 1941 г.) и центром эвакуации предприятий авиастроения: сюда были перенесены предприятия с персоналом из Украины, Белоруссии, Прибалтики,  Воронежа, Москвы, Ленинграда. Создаётся база авиастроения и нефтепромышленности. Это было предусмотрено планом эвакуации промышленных предприятий в Поволжье, Среднюю Азию и восточные районы страны, утверждённым 16 августа 1941 г. Уже к зиме 1941 г. в городе были созданы авиационный и моторостроительный заводы, развёрнуто производство самолётов Ил-2 и Ил-10 и деталей для Т-34 и БМ-13 (Катюша).

В Куйбышеве же разместился центр торговых и дипломатических отношений с союзниками по антигитлеровской коалиции. Обращает на себя внимание, что в период войны город начинает играть несколько важнейших разнородных ролей: и производственную, и торговую, и административную, и дипломатическую. В Куйбышеве действительно «всё было в куче», и все мемуаристы того периода (куйбышевцы и размещённые в городе соотечественники и иностранцы) вспоминают, что все оказались перемешаны в невероятной тесноте в ещё небольшом на тот момент городе.

Таким образом, из-за войны возрос международный статус города: агрессия Германии вынудила перенести правительство и промышленность в Куйбышев и дала импульс к его ускоренному развитию. К зиме 1941 г. построен бункер И.В. Сталина - не единственный, а лишь самый известный из нескольких военных и правительственных бункеров (некоторые  до сих пор засекречены), а 7 ноября 1941 г. в городе прошёл главный Государственный военный парад. Происходит постепенное превращение города в мировой центр аэрокосмического машиностроения. При этом развиваются и другие сферы жизни города: 12 апреля 1942 г. создан футбольный клуб «Крылья Советов», а 1 октября того же года начались занятия в авиационном институте (СГАУ); 5 марта 1942 в Куйбышеве эвакуированным оркестром  Большого театра под управлением дирижера С.А. Самосуда впервые исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича.

К концу Великой Отечественной войны Куйбышев с населением 560 000 человек был столицей одноимённой области в современных границах нашего региона. Существовала возможность закрепления за городом статуса государственной или макро-региональной столицы, но она не  была реализована, т.к. победа СССР в войне и узкая специализации Куйбышева обусловили частичный возврат к довоенному распределению функций городов и макроэкономическому районированию . С другой стороны, сохранялась угроза превращения Куйбышева в узкопрофильный производственный центр; её тоже удалось избежать, т.к. были созданы научно-образовательный комплекс и многоотраслевая экономика. Во время войны в первый (и единственный) раз в истории наш город был столицей страны в течение двух лет (1941-1943 гг.).

Отдельно следует сказать о решении по эвакуации промышленности и правительства с дипломатическим корпусом. 22 июня 1941 г. на нашу страну обрушились германские войска, стремившиеся по плану “Барбаросса” за шесть недель уничтожить Вооруженные силы СССР и захватить Москву. Этот план провалился, и блицкриг не получился, но 8 октября 1941 г. ГКО (Государственный Комитет Обороны) принял решение заминировать важнейшие объекты Москвы; 12 октября наши войска оставили Калугу; 14 октября немцы захватили Калинин (совр. Тверь); в руках немцев оказались Можайск, Малоярославец, Волоколамск и Клин; танки генерала Гудериана были на подступах к Туле. Руководство страны считало, что судьбу Москвы решают считанные дни.

15 октября ГКО было принято постановление:

“Ввиду неблагоприятного положения в районе Можайской оборонительной линии ГКО постановил:

  1. Поручить т. Молотову заявить иностранным миссиям, чтобы они сегодня же эвакуировались в г. Куйбышев.
  2. Сегодня же эвакуировать Президиум Верховного Совета, а также Правительство во главе с т. Молотовым (т. Сталин эвакуируется завтра или позднее, смотря по обстановке).
  3. Немедленно эвакуироваться органам Наркомата Обороны и Наркомвоенмора в г. Куйбышев, а основной группе Генштаба в г. Арзамас”.

На вопрос почему именно Самара была выбрана в качестве "запасной столицы", очень трудно ответить. Очевидно, что пункт эвакуации правительства и главных государственных органов должен был располагаться на Волге: река являлась важной нефтяной и грузовой магистралью, тем более что Москва была с нею связана. Следующей территорией, пригодной к размещению второй столицы, мог стать Урал. Именно поэтому некоторые историки прочили на эту роль Свердловск. Но этот город находился слишком далеко от центра. Управлять страной удобнее было с Волги.

К тому же перенос столицы на Волгу имел принципиальное значение – тем самым указывалась граница, дальше которой советские войска не могли отступать. Крупных городов, располагавшихся на Волге и способных разместить правительство и посольства, было много – Горький (совр. Нижний Новгород), Казань, Ульяновск, Куйбышев, Саратов, Сталинград (совр. Волгоград) и Астрахань. Но, скорее всего, автоматически отпадали города, расположенные на правом берегу Волги (то есть на берегу, обращенном к немцам) – опыт обороны Сталинграда это доказывает: город, носивший имя вождя, был почти полностью захвачен и разрушен нацистами, а противоположный берег Волги так и остался советским, оттуда и началось контрнаступление, приведшее к «Сталинградскому котлу». Таким образом, оставались пригодными для эвакуации столицы только левобережные города Волги – Казань, Куйбышев, Астрахань. Астрахань была слишком далеко, Куйбышев же располагал удобнейшим железнодорожным узлом - из него можно было попасть на Урал, на Дальний Восток, в Среднюю Азию. Казань и Астрахань располагались в стороне от этой важнейшей железнодорожной сети.

Казань была национальным центром. Не слишком важный факт для рядового города становился решающим при выборе места для «запасной столицы». Кстати, видимо, по этой же причине Саратов, считавшийся столицей поволжских немцев, не имел ни одного шанса в конкурсе на «запасную столицу» и наверняка представлялся очень опасным в период войны с Германией. Таким образом, оставался только Куйбышев. Гидроэлектростанции в то время рядом с городом не было, поэтому можно было не опасаться взрыва плотины с последующим затоплением города.