Пресс-центр

 

Краткое изложение технологии разработки стратегии развития

 

Логика построения технологии разработки стратегии

Для разработки стратегий развития  муниципальных образований используются две технологические линии работ, разработанные консультантами АНО «Урбэкс-развитие»:

  1. Технология организации работ по разработке стратегии.
  2. Технология разработки стратегии развития муниципального образования (инвариантная к его типу).

Важными опорными моментами для формирования организационной технологии являются следующие:

  • консультанты обладают знанием технологии разработки и стратегических процессов, но сами не могут разработать действенную стратегию ввиду отсутствия конкретного знания места, людей, ресурсов и других особенностей;
  • группа стратегического развития (ГСР) обладает знанием и пониманием всех конкретных процессов  в муниципальном образовании, но, как правило, особые знания и навыки стратегического и технологического свойства  у нее отсутствуют;
  • правильно, особым образом построив взаимодействие и объединив усилия консультантов и ГСР (для того и вырабатывается организационная технология), получается необходимый для такой работы сплав знаний и умений.

Технология организации работ по разработке стратегии включает  в себя рабочие моменты:

  • проведение интерактивных семинаров для групп стратегического развития (ГСР),  обеспечивающих включение ГСР в разработку и необходимую для целей работ передачу знания;
  • дистанционное выполнение специально разработанных методических заданий для ГСР с их последующей доработкой и оформлением консультантами;
  • внедрение процедур организации работы группы стратегического развития для получения необходимого результата на каждом шаге разработки стратегии;
  • процедурно обеспеченное взаимодействие партнеров (консультантов, представителей областных структур власти, ГСР муниципальных образований) по правовым, финансовым и организационно-содержательным вопросам.

Технология организации работ выстраивается в зависимости от временных, финансовых и организационных условий и договоренностей партнеров, и потому в каждом отдельном проекте она вырабатывается заново.

Очевидно, что качественный итоговый продукт можно получить лишь при правильном построении и использовании в сочетании обеих технологий, при этом организационная не менее важна и сложна, чем содержательная.  Кроме того, каждая из них в рамках  конкретной разработки прилаживается к другой. Однако как бы ни была важна организационная составляющая в деятельности, предметом данного издания является вторая технология – технология собственно разработки стратегии.

Технология разработки стратегии развития муниципального образования включает в себя пять этапов:

I. Стратегический анализ.

II. Стратегический синтез.

III. Целеполагание.

IV. Программно-проектное наполнение целей.

V. Механизмы реализации стратегии.

Поэтапный ход разработки стратегии излагается здесь в кратком варианте: прописывается лишь заложенная в ее основу логика хода, последовательность выполнения работ, обеспечивающих получение результата.

Логика построения технологии разработки стратегии развития муниципального образования основывается на последовательно-итеративном ходе разработки и применении на соответствующих этапах работ определенных операциональных средств.  Каждое из упомянутых средств включает в себя как уже известные, апробированные в мировой практике методы, так и вновь созданные процедуры работы с отобранной стратегически значимой информацией.

Подробно все используемые процедуры приведены в виде методических заданий в разделе III. В обобщенном виде применяемые операциональные средства включают в себя процедуры анализа и алгоритмы синтеза ключевых факторов развития; процедуры генерации целевых установок и развертывания целевых направлений; процедуры  программно-проектной развертки целей и формирование системы вложенных друг в друга, иерархично взаимосвязанных средств достижения желаемого будущего (стратегические программы, вложенные в них проекты разного вида и план стратегических действий администрации. Важным процедурным этапом работы является выработка организационно-управленческих механизмов реализации, которые  в этой работе представлены особыми управленческими задачами и соответствующими им организационными проектами.

В результате поэтапного выполнения всех процедур создается стратегия развития муниципального образования.  Важнейшей особенностью полученной таким образом стратегии является «каркас» стратегического «дерева целей» из трех уровней и соответствующий набор программно-проектных средств их достижения.  В ходе реализации стратегии в «дерево целей» могут вноситься изменения. Как правило, изменения в текущей ситуации происходят на нижнем уровне – уровне подцелей или даже целевых задач; соответственно, необходимо вносить изменения и в «дерево целей», и в программно-проектное наполнение. В целом же каркас стратегических целей двух верхних уровней остается в целом неизменным на протяжении заданного периода реализации стратегии.

Процесс разработки стратегии развития состоит из пяти последовательно осуществляемых этапов разработки.

I этап - стратегический анализ. Он включает в себя анализ совокупности имеющейся в муниципальном образовании разнообразной, разнородной информации и отбор стратегически значимых сведений. Критериями отбора значимых сведений определены долгосрочность действия и важность для целей развития.

Анализ включает в себя следующие рабочие процедуры:

  1. Выделение особенностей предыдущих этапов развития территории на региональном фоне; краткая характеристика каждого предыдущего этапа развития, а также  особенностей и ключевых процессов текущего этапа.
  2. Характеристика принципиальных особенностей географического положения местоположения муниципального образования (природные особенности, «каркас» расселения,  транспортная доступность, величина и территориальная компактность).
  3. Характеристика особенностей территориальной организации муниципального образования (границы, состав территории, планировочная структура).
  4. Общая характеристика населения (демография, половозрастная характеристика, трудоспособное население, миграционная характеристика, национальный состав и др.).
  5. Характеристика местного сообщества (состав сообщества по общности интересов в деятельности, принадлежности к профсоюзам, политическим предпочтениям, участию в культурных или религиозных объединениях).
  6. Анализ ресурсного потенциала (природного и материально-культурного): земельные, лесные, водные, минерально-природные, климатические, материальные и культурные ресурсы.
  7. Обобщенный  анализ состояния в основных сферах хозяйства (специализация хозяйства, его конкурентоспособность, инвестиционные процессы, тенденции, проблемы, перспективы и др.).
  8. Обобщенный анализ состояния в инфраструктурных сферах, в т.ч. муниципального хозяйства (структура собственности, характеристика жилого и нежилого фонда, особенности энерго- и теплоснабжения и в целом ЖКХ, транспорт, связь, коммуникации, финансовая и деловая инфраструктура и др.).
  9. Обобщенный анализ состояния в социальных сферах (здравоохранение, образование, физкультура и спорт, культура и др.).
  10. Обобщенный анализ сферы управления (особенности системы власти и управления, система правопорядка, финансово-бюджетная система).

Стратегический анализ направлен прежде всего на выявление действующих тенденций развития муниципального образования, определение принципиальных проблем его дальнейшего развития.

II этап - стратегический синтез. При осуществлении второго этапа разработки стратегии в каждой сфере жизнедеятельности муниципального образования определяются важнейшие факторы развития. Это определение факторов осуществляется с помощью последовательных процедур синтезирующего характера:

  1. Выделение устойчиво действующих (из прошлого в будущее) факторов развития по группам.
  2. Ранжирование факторов по группам, соотнесение факторов (и групп факторов) между собой и выделение среди них ключевых.
  3. Выделение совокупности сильных и слабых сторон внутреннего и внешнего проявления ключевых факторов развития с целью понимания возможности их взаимоусиления или ослабления.
  4. Соотнесение выделенных сильных и слабых сторон внутреннего и внешнего проявления совокупности ключевых факторов развития (рис.4.6). Соотнесение выполняется в доработанной для этих целей матрице СВОТ-анализа, превращенной из обычной четырехклеточной матрицы разложения целого на составляющие в восьмиклеточную матрицу синтеза. Процедуру соотнесения можно описать таким образом: каждый фактор развития может быть «сильным/слабым» внутри муниципального образования, и извне  муниципальное образование может также «усиливаться или ослабляться». Из всей совокупности выявленных таким образом сведений для целей синтеза прежде всего важны вдвойне сильное (++) и слабое (--) проявление факторов развития.

Процедура синтеза позволяет представить стратегически значимое содержание факторов развития на одном листе и использовать его для коллективной генерации целевых ориентиров стратегического развития муниципального образования на следующем этапе разработки стратегии. Проявленные стороны ключевых факторов развития задают собой в определенной мере глубинные тенденции развития территории и фактически определяют рамки и направленность осмысленной генерации целей развития.

III этап – целеполагание. На третьем этапе осуществляется генерация «триады» взаимоувязанных формулировок: образа желаемого будущего, назначения (миссии) муниципального образования во внешней среде (регионе) и генеральной стратегической цели, интегрирующей в себе назначение и образ будущего (рис.4.7). Процедура целеполагания осуществляется с опорой на совокупность сильных сторон (++) проявления факторов развития.

Генеральная стратегическая цель развития муниципального образования включает в себя три неразрывные целевые составляющие, характеризующие муниципальное образование в его ипостасях: местность, место жизни (поселение); среда жизни населения; жители муниципального образования как местное сообщество.

В ходе последующей «развертки» генеральной стратегической цели развития получаются три целевых направления (согласно трем ипостасям муниципального образования):

  1. Цели муниципального образования как целостной единицы внутри региона.
  2. Цели муниципального образования как среды для жизнедеятельности и проживания населения.
  3. Цели развития местного сообщества.

Последующее разложение (декомпозиция) целей по каждой из ипостасей муниципального образования - целевые составляющие ниже следующего уровня - подцели, которые при «сложении» дадут одну из трех целей по направлениям.

Каждая из этих целевых составляющих (подцелей), в свою очередь, раскладывается на свои составные части. Как правило, обычно достаточно трех уровней разложения стратегической цели:  цель - подцель – целевая задача. Общая схема этого процесса построения "дерева целей" представлена на рис.8. Для проверки правильности разложения каждый раз необходимо проходить сверху  вниз, а затем снизу –вверх, перепроверяя,  дает ли совокупность целей нижнего уровня достижение цели верхнего уровня. На рисунке 8 этот процесс называется итерацией.

IV этап - программно-проектное наполнение целей. Важнейшим этапом работ является четвертый – наполнение выстроенного «дерева целей» программным содержанием - программная развертка целей стратегического характера (рис.4.9). На этом этапе работ коллективом группы стратегического развития и консультантами разрабатываются возможности достижения целей всех уровней и формулируются названия необходимых программ и проектов.

Стратегические цели по каждой из ипостасей муниципального образования далее раскладываются на совокупность взаимодополняющих целей нижнего уровня, каждая из которых может быть достигнута разработкой и реализацией соответствующей стратегической программы. Целевые задачи могут быть решены на уровне подпрограмм по каждому из направлений (рис.4.10). В свою очередь подпрограммы содержат в себе совокупность проектов, планов и различных мероприятий, обеспечивающих все вложенные в цели аспекты.  Таким образом сгенерированное на предыдущем этапе "дерево целей" "обрастает", наполняется программно-проектным содержанием.

V этап - механизмы реализации стратегии. Пятый этап разработки – определение необходимых механизмов организационно-управленческого плана, позволяющих разработать и реализовать совокупность полученных на предыдущем этапе программ и проектов развития. Основными механизмами реализации стратегии развития являются административно-управленческий (иначе - организационно-управленческий), нормативно-правовой, финансово-экономический, информационно-коммуникационный и механизм социального партнерства. В зависимости от того, как будет построен организационно-управленческий механизм для реализации стратегии, будут формироваться и остальные механизмы. Организационно-управленческий механизм оформляется в определенный функциональный набор управленческого свойства, который закрепляется за конкретными структурами управления как ответы на вопросы: кто, что, как, когда, с кем будет делать по каждой стратегической программе, проекту и плану.

Таким образом, для реализации каждой из стратегических программ и проектов решаются определенные целевые задачи по управлению процессом стратегирования. Эти целевые задачи управления в своей совокупности и определяют организационно-управленческий механизм реализации стратегии. Как правило, для реализации новых функций по стратегическому управлению необходимо вносить изменения в деятельность администрации муниципального образования. Одним из самых эффективных средств реорганизации является разработка и реализация специальных организационных проектов, а также разработка и внедрение в устоявшуюся административную практику новых управленческих процедур, организующих стратегическую деятельность.

Технологичность хода разработки стратегии обеспечивается операциональным (процедурно-технологичным) использованием значимой информации каждого шага/этапа разработки на следующем шаге/этапе. Алгоритмизация получения и обработки информации через особые  процедуры позволила перевести разработку из сферы преимущественно «искусства» (западное стратегическое планирование) на «технологические рельсы».

Полученная в результате осуществления такой технологии совокупность аналитических выводов, результатов синтеза, генерации дерева целей и соответствующих программно-проектных средств их достижения, а также организационно-управленческих механизмов реализации представляет собой технологический управленческий документ стратегического свойства.