Пресс-центр

 

Стратегии муниципальных образований должны напрямую влиять на стратегии регионов

 

Развитие страны не стоит на месте . В ноябре 2008 года появилась Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, а в 2009 - Стратегия национальной безопасности РФ на период до 2020 года. Сейчас руководители всех уровней уделяют большое внимание разработке стратегий развития регионов и муниципальных образований. О том, как понимать такой проект будущего, как Стратегия, и как он реализуется в Самаре, рассказал директор московской консалтинговой компании «Урбэкс-развитие» Сергей Евгеньевич Самарцев.

- Что может реально дать городу Стратегия развития? Сейчас это больше дань моде, поскольку понятие пришло к нам из западных учебников, или действительно необходимый инструмент для управления городом? Что представляет из себя стратегирование?

- Для ответа на этот вопрос нужно понимать, что такое стратегия города. В нашем понимании стратегия - это некое комплексное представление о желаемом будущем общества в пределах определенной территории, в определенной временной перспективе и способах его достижения. При стратегировании важно комплексно представить желаемое будущее, увидеть город с разных сторон. Город – это, с одной стороны, совокупность различных сообществ жителей, с другой - их среда жизни (пространство, территория и объекты на ней), а с третьей – то, что жители делают, какие виды деятельности здесь позволяют городу жить, в том числе и хозяйство (экономика). Это неразделимая совокупность особенностей города, его ипостасей. Поэтому то, чего мы хотим достичь, как представляем себе будущую жизнь, лежит как бы в трех плоскостях (люди, среда, деятельность), которые при особых технологических процедурах построения выдают необходимый для жизни города объем взгляда, сгусток понимания будущего.

- Может ли дать преимущество разработка стратегии в кризис?

- Безусловно. Кризисы приходят и уходят, а принципиальное представление о своем будущем нужно иметь всегда. В ситуации кризиса нельзя забывать о стратегии, откладывать развитие «на потом» не получится, ибо каждый момент жизни ведет либо к деградации, либо к развитию. Понять направление развития города в будущем просто так, с пустого места, крайне сложно. Грамотная стратегия – это продукт глубокого рационального (научного) изучения города и внешней среды и интуитивного постижения. Сегодняшнее поколение жителей города нуждается в знании конкретных направлений его развития, в том числе для определения смыслов своей жизни. Думаю, чем раньше целенаправленно заняться стратегией развития, тем лучше, поскольку у того, кто раньше понял, что делать, - больше возможностей. А кризис – это просто еще один весомый аргумент, который к этой работе нас подталкивает.

- Если говорить о приоритете социально-экономического развития, что важнее: комфортная среда или экономика?

- Определение приоритета социально-экономического развития по сути означает, что произведено соотнесение проблем и возможностей в развитии всех сфер жизнедеятельности города и его хозяйства. И выделены те, которые в наибольшей степени проявляют себя и могут дать толчок в развитии. Именно они и будут приоритетными. Но выбирать между комфортом и экономикой нельзя, поскольку это связанные между собой понятия. В начале нашего разговора речь шла о выделении трех принципиальных ипостасей города: сообществ горожан, пространственных аспектов развития города (здесь все виды физической инфраструктуры и природная организация среды, для Самары это Волга, Самарка, Самарская Лука…), видов деятельности, дающих экономический эффект, необходимый для полноценной жизни. Эти три принципиальных ипостаси города завязываются управляющей структурой – администрацией города. Поэтому вывод таков: не подход типа «или – или», а триединство, при котором одно без другого не существует, и экономика сама по себе является скорее обеспечивающим общество видом деятельности, нежели главным, ради чего все и живут.

- Недавно стало известно, что на обсуждение выносится проект закона о государственном стратегическом планировании. Но ни слова не говорится о роли муниципалитета в этом процессе. Как вы думаете, насколько это правильная позиция?

- Разработкой этого закона занималось министерство экономического развития совместно с министерством регионального развития. Насколько я понимаю, их принципиальная позиция – в законе не должно быть все строго регламентировано, так, чтобы в его рамках нельзя было сделать шаг вправо или влево. Именно поэтому они оставляли пробелы, как в случае с ролью муниципалитета в разработке стратегии развития. С моей точки зрения, это ошибка, поскольку ткань жизни не прерывается на государственном уровне управления. И то, что в законе не прописано взаимодействие по этому вопросу муниципалитета и государства, выглядит нелогично. Поскольку все муниципальные образования каждого региона составляют собой субъект Федерации, то стратегии муниципальных образований должны напрямую влиять на стратегию региона. И наоборот, стратегия региона должна, опираясь на стратегии муниципалитетов, обобщать эти наработки, видеть полную картину развития и, в случае необходимости, подсказывать муниципалам тот или иной вариант движения, корректировать его, показывать муниципальным образованиям их стратегическую роль и место в различных процессах и устройстве области. В любом случае, векторы развития области и ее муниципальных образований должны быть согласованы. Это называется взаимодействием в едином организме, который развивается совместно и системно. Когда ключевые действия разных уровней власти будут согласованы между собой, и общество втянуто в совместное движение, - то организм нашей страны станет живым, развивающимся.

- Насколько правомерна стратегия развития города в отношении развития экономики? Опять же по федеральному закону, экономика никому на муниципальном уровне не подчиняется. А как тогда планировать ее развитие на местном уровне, раз это неотъемлемая часть жизни города?

- Это очень сложный вопрос. В условиях того, что муниципальная власть не может в прямом варианте управлять экономическим развитием и учитывая при этом, что она единственная, кто видит все сферы жизнедеятельности города и понимает то, что было бы важно сделать. Основа подхода должна заключаться в том, что муниципальная власть при разработке и будущей реализации стратегии является генеральным заказчиком, и она будет давать зеленый свет тем видам деятельности, которые имеют экономическую состоятельность и могут являться приоритетными и предопределять образ будущего города. Поэтому предпринимателям бесспорно важно, что думает местная власть. Но для того, чтобы увидеть будущее города, нужно еще понимать тенденции развития во внешней среде, в России, за рубежом. На соотнесении своих возможностей и ограничений и того, куда двигается мир, страна, аналогичные города (а их в мире примерно 450), можно увидеть перспективные виды деятельности. Эти направления должны быть «вычислены» на основе имеющихся экономических данных, их экстраполяции в будущее. Понимая заранее, что ошибки в расчетах неизбежны, - экономическая конъюнктура каждые несколько лет сильно изменяется, а в наше время, с учетом кризиса – тем более. Непонимание этого лишит город будущей хозяйственно-экономической основы. Очень важно при этом увидеть, что нужно делать прямо сейчас, а что важно на перспективу и как к этому подойти. То есть нужно суметь соблюсти баланс между нуждами сегодняшними и завтрашними.

- Сейчас много говорится про модернизацию. Это модное слово. Нуждается ли, на ваш взгляд, в модернизации институт местного самоуправления, какие направления его модернизации вы видите первоочередными?

- В последнее время президент говорит не просто о модернизации, то есть выходе всех сфер на современный уровень. Если вслушаться в то, о чем идет речь, то окажется, что речь идет о технологическом переоснащении. То есть о разработке собственных технологий и использовании тех, которые уже существуют, активно применяя их в жизни. Здесь важно подчеркнуть, что от освоения так называемых самых принципиальных технологий (такими являются те, что управляют всеми остальными технологиями), зависит и организация управления деятельностью структур (в том числе и всех уровней власти), и технология стратегирования, и ее реализации. И в этом отношении от того, насколько смогут реорганизоваться властные органы, внедрить новые технологии управления развитием, от этого будет зависеть судьба всей России. И если говорить о местном самоуправлении, то его задача заключается в служении интересам горожан, не забывая о городском обществе в целом. Я считаю, что муниципалитетам важно научиться социальному партнерству, уважению горожанина и внедрить программно-проектные механизмы в деятельность администрации. И это будет самым главным шагом в модернизации местного самоуправления. Задача состоит в том, чтобы изменить не столько законы, сколько улучшить практику самоуправления на местах, привлечь к деятельности жителей, а не дистанцироваться от них.

- Каковы, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны потенциальной перспективы развития Самары?

- В вашем городе уже есть проект стратегии. Чтобы ее оценить объективно, нужно изучить наработанный у вас опыт и реальный потенциал в каждой сфере деятельности. Только сопоставив все эти данные, можно выявить сильные и слабые места. Говорить что-либо навскидку было бы некорректно, кроме моментов, связанных с методологией подхода. Можно отметить, что основные моменты, на которые стоит обращать внимание при разработке стратегии в Самаре, так или иначе учтены. Но, может быть, не полностью представлены те три ипостаси города, о которых шла речь в начале разговора. Опираясь особым образом на различные виды представлений, как бы интегрируя их, можно получить потенциальную перспективу, понятную и жителям, и власти, и бизнесу. То, что сформулировано на настоящий момент, скорее не интеграл по имеющимся возможностям, а некоторые его аспекты, часть из которых не имеет прямого отношения к реальности.

- Есть несколько точек зрения на развитие транспортной системы в городском округе. Одни говорят, что нужно больше внимания уделять дорожным развязкам, трассам с непрерывным движением. Другие утверждают, что это тупиковый путь, поэтому стоит развивать общественный транспорт. Что вы считаете перспективным при решении транспортных проблем в целом по стране и в частности в Самаре?

- Беда сейчас везде одна и та же: количество автомобилей, которое наши дороги просто не вмещают, при том, что дороги плохо организованы. И ни одна из озвученных вами точек зрения этой проблемы полноценно не решит. Но нужно использовать их обе, искать комплексное решение. Это с одной стороны. А с другой – очень важно на каждом дорожном участке найти правильное организационное решение. Мы внимательно наблюдали за рядом перекрестков в Москве и после тщательного изучения поняли, где можно чуть-чуть расширить улицу, где по-другому заставить работать светофор, где-то поможет реорганизация потоков движения. Уже через небольшой промежуток времени заметно облегчение дорожной обстановки. Но каждый город – это сплетение частных случаев, так как до сих пор полное проектирование всех его элементов было невозможно. Поэтому при разработке стратегии развития города нужно предусматривать и развитие транспортной системы, нужно учитывать ее перспективы и место в жизни всего города, сконструировать, как правильно должен быть организован город. И, конечно же, нельзя забывать о передвижении не только пассажиров, но и грузов, поскольку Самара занимает важное место во внешних потоках. Когда будет разработана перспективная транспортная система города с учетом всех значимых факторов, тогда можно будет делать выводы о том, что будет правильным выходом из сложившейся транспортной ситуации, а что лучше не делать. При знании целостной картины можно будет гораздо эффективнее решать вопросы размещения на улицах города торговых и социальных объектов, организации мест большого скопления людей и возможностей подъезда к ним. Но для этого, подчеркну еще раз, нужно суметь посмотреть на себя в перспективе.

- Могут ли реально местные власти предпринять шаги, чтобы объединить многих представителей городского сообщества, чтобы получить действительно согласованный стратегический документ? Да, порядком прописано, что Стратегия выносится на публичные слушания, о ней рассказывают жителям города, и они выражают свое мнение. Но насколько это реально для местных властей в современных условиях?

- Конечно, такой подход приветствуется, но это процесс очень сложный. Стратегия развития – это продукт междисциплинарной разработки, что уже подразумевает ее сложность, ведь каждый из нас, как правило, является специалистом в одной сфере, а город представляет собой чуть ли не все виды деятельности. В рамках самой разработки жители не смогут принять участие потому, что со всеми посоветоваться и дать высказаться просто нереально. Да и соответствующих знаний у большинства жителей нет. Поэтому основной груз работы лежит на специалистах и людях, умеющих осуществить междисциплинарный синтез - методологах. Особая организация процесса разработки должна включать и опросы жителей по определенным вопросам, с тем, чтобы осознавать имеющиеся представления. При появлении предварительных результатов разработки их можно сделать открытыми, разместив, например, на специализированном сайте. И тогда горожане смогут выразить свое мнение по тем или иным позициям. Возможно, кто-то обратит внимание на аспект, который был упущен разработчиками. Мы апробировали эту идею в Дагестане, и отклики, рассуждения молодых людей и ветеранов показали нам дополнительные аспекты в предвидении будущего такой сложной республики.

- Миссия города Самара. Можно ли обозначить какие-то характерные штрихи к ее портрету?

- На данный момент мы разработали в Самарской области пять муниципальных Стратегий и одну региональную. Поэтому мнение о миссии города как о его предназначении «во-вне» составить можно. Прежде всего нельзя не отметить, что Россия стоит на перекрестке азиатско-европейских перевозок. И, учитывая географическое положение Самарского региона, можно с уверенностью сказать, что и в перспективе через область и город в частности будут проходить торговые пути. А значит, можно говорить о логистической функции Самары, возможности пропускать и перебрасывать транспортные потоки. С другой стороны, обращаясь к тому опыту, который был здесь наработан еще со времен советской власти, Самара должна являться центром инноваций в машино-, ракето- и авиастроении. И это, пожалуй, один из самых важных приоритетов. Самара и Тольятти – это два самостоятельных ядра области, но они постепенно сливаются, становясь инновационно-агломерационным центром России. Это даст синергетический эффект, который позволит притягивать различные виды ресурсов и быстро, творчески, активно развиваться. Кроме того, на территории Самарской области находится уникальный природный комплекс Самарская Лука. И в этом смысле Самара в определенной мере является его хранителем. И красоты, которые можно увидеть вокруг города, и развивающийся внутренний туризм дают возможность постепенно все больше становиться туристическим центром. И еще. Самара – административный центр области для всех муниципальных образований. И от того, как она развивается, сколько внимания уделяют администрации города, как взаимодействуют с другими муниципальными образованиями, сильно зависит развитие всех районов в регионе.

- За последние годы на фоне других городов или регионов -  какой вам представляется ситуация в Самаре? О нас больше говорят? В своем развитии мы остались где-то в конце списка или достойны конкуренции? Как вы можете оценить экономическую активность города?

- Чтобы говорить об этом обоснованно, нужны цифры, которые при сравнении с аналогичными городами покажут, что развивается и как. Субъективно, на основании впечатлений могу отметить, что хотя в последнее время темпы развития замедлились, Самара ничуть не уступает ведущим городам России. Замедление, возможно, связано с теми кризисными явлениями, которые наступили во всем мире. Я думаю, Самара, являясь по сути деловым, активным, предприимчивым городом, вряд ли остановится в своем развитии. Если говорить о степени ее освещенности в СМИ, то примерно с 2004 года ваш город постоянно на слуху. А вялость в развитии можно объяснить тем, что долгое время каждый регион развивался сам по себе, не было общей системы, да и предыдущее руководство городом не видело перспектив, латало дыры.

- А нужно ли нам позиционировать себя как столицу? Даст ли это нам какие-то преимущества? И параллельно хотелось бы знать – работа над формированием бренда города при сохранении существующих темпов экономического развития может помочь в привлечении инвесторов, например, на федеральном уровне? Или как-то с лучшей стороны «засветиться» в СМИ?

- Формирование брендов – явление уже привычное. Чтобы говорить о том, является Самара столицей или нет, нужно сначала спросить себя, так ли сильно ее влияние во-вне? Да, оно есть, но до столичного уровня не дотягивает. Но фактом остается то, что на протяжении веков Самара была центром активности и этим способствовала развитию части соседних территорий. Эта активность заметна и сейчас на фоне других крупных волжских городов. Статус столицы, который города сами себе присваивают, по сути, не особо значим. Но вот если будет сгенерирована такая стратегическая цель развития и будет организовано движение к ней, что породит мощную активность горожан и привлечет к себе внимание за пределами области, - Самара безусловно может стать одним из центров развития современной России. У нее есть все необходимые возможности для этого. И тогда «столичность» придет сама собой, как результат деятельности, а не навешенный ярлык, которого она не заслуживает. В этом смысле как раз в бренде можно отразить уникальность города. А для этого нужно придумать идею развития Самары, увидеть реальные перспективы, которые сами по себе поднимают город на более высокий уровень. Нужно не стесняясь говорить о своих стремлениях. И кстати, привлекать жителей города к разработке бренда, идеи города – шаг, который необходимо сделать для получения стратегически значимого результата.

- Какие препятствия, ограничения в развитии города влияют наиболее сильно? Можно ли их устранить?

- С одной стороны, можно говорить о влиянии географического расположения на развитие города. Например, затруднено сообщение с другим берегом Волги и Центральной частью России. С другой, есть ограничения техногенного характера, которые мы сами себе построили (железная и автомобильные дороги). Третье – это, пожалуй, не совсем верная организация города для 21 века, ведь раньше, к сожалению, о стратегии развития не задумывались. Ну и границы городского округа Самара сдерживают его рост, расширение. Хотя есть и другие типы ограничений, которые делают недальновидные управленцы. Например: какова роль города в развитии области? Самара ориентирована в основном не на область, а на другие крупные региональные центры. Поэтому она часто незаслуженно стягивает на себя часть того потенциала, который есть в области, и использует его в своих интересах. Из-за этого другие муниципальные образования не имеют возможности полноценно развиваться, часть ресурсов забирает Самара. Но возможно преодоление этого ограничения. Это вопрос взаимодействия администрации города с другими муниципальными образованиями. С помощью грамотных технических и управленческих решений можно этот пробел не только компенсировать, но и сделать сотрудничество взаимовыгодным. Ведь взаимодействие ради развития всегда более выгодно, чем позиционирование некоего превосходства.

- Какие рекомендации вы можете дать, чтобы разработка Стратегии развития Самары продолжалась в максимально правильном русле?

- Чтобы сделать что-то толковое, нужно правильно организовать работу, то есть нужна технология, благодаря которой сформируется то представление, которое необходимо. Поэтому, как я уже говорил, важно привлекать к разработке сообщество граждан. Хорошо, что у вас сформировано управление стратегического развития. Но нужно получать дополнительную информацию, знакомиться с опытом разработки стратегий других городов. Учитывая, что управление только недавно организовано и опыт не наработан, необходимо привлекать внешних консультантов, владеющих методологией стратегирования и имеющих опыт разработки в разных местах. Это объясняется тем, что человек, живущий в Самаре, видит ее под немного другим углом, нежели тот, кто смотрит на нее со стороны. Что касается состава группы местных разработчиков, то в нее должны входить люди, хорошо понимающие различные стороны жизни города. И тогда, при взаимодействии внутренних знатоков и внешних экспертов, как раз зародится продукт, который даст людям искомый взгляд в будущее. В противном случае будет «как всегда».

Юлия Жигулина, "Самарская Газета"

18 января 2010 г.