Текущая разработка

 

Социокультурная ситуация в Самаре

В данном материале представлен анализ социокультурной ситуации Самары, выраженный в ключевых аспектах жизни городского округа (бизнес, расселение и миграция, образ жизни и отдых, городская среда и т.д.). Материалы получены в ходе публичных стратегических сессий и представляют собой уникальный срез социокультурной жизни Самары.

Бизнес-Самара

Ниже рассмотрена сфера бизнеса в городском округе по основным значимым вопросам для участников данной сферы с точки зрения самих предпринимателей.

Основные интересы представителей городского бизнеса в Самаре:

  • обеспечение конкуренции в бизнесе;
  • влияние государства на монопольный бизнес (в частности, проблема тарифов);
  • влияние бизнеса на законодательство (в частности, о конкуренции в аспекте тендеров,  проблема 94 о спросе);
  • социальная ответственность — нормативная и направленная на развитие территории;
  • лоббирование интересов бизнеса;
  • сосредоточенность стратегии на экономических вопросах (опасаются, что только о жителях и городе будет);
  • коммуникации {бизнес — бизнес}, {бизнес — власть};
  • услышать что нужно бизнесу, быть в курсе;
  • понять как будет развиваться бизнес.

Структура и специфика интересов бизнеса

В городе представлены все существенные для экономики страны виды бизнеса: монополии, ФПГ, финансовые структуры, торговые сети, промышленные предприятия, строительство, сфера услуг, транспорт. Каждое направление обладает специфическими интересами, связывающими их с государством, например, у монополий — тарифы, у строителей — законы о конкуренции, нормативные акты о тендерах и конкурсах и т.д.

Относительно государства основным объединяющим фактором для всех направлений бизнеса являются «прозрачное» двустороннее сотрудничество: бизнес хочет знать правила игры, иметь возможность влиять на них, как минимум, доставкой информации о реалиях (есть вера в то, что в правилах должна быть логика эффективности и «государство просто кое-чего не знает, а если бы знало как все на самом деле…»). Причем, при условии вменяемых правил игры, бизнес готов «нести социальное бремя» по определенным и согласованным между государством и бизнесом направлениям.

Однако одним из определяющих текущую ситуацию условий являются интересы государства в лице лучших представителей администрации. Активно проявляя заинтересованность и объясняя предпринимателям, чем и как они могут быть им полезны, представители администрации, а заодно и поддержки, в ответ получили неожиданное суждение: ни соответствующие структуры администрации, ни общественные организации разного рода, типа ТПП, Опора России, Деловая Россия, предпринимателям не нужны. Им нужны «правила игры», причем специфичные согласно специфике бизнеса, а не специализированные подразделения, старающиеся «осчастливить» предпринимателей специфическим образом, на основе предначертанных и вмененных представлений власти, каким образом должны быть счастливы предприниматели. Серьёзная сложность сложившейся ситуации в том, что те, кто друг другу нужны оказываются друг другу  бесполезны, а предприниматели, понимающие выгоду и связь с безопасностью дополнительных социальных функций («обременений») и пытаясь найти возможность их нести, не находят, вызвали совместный поиск выхода из этой ситуации, что привело к следующему результату, как варианту разрешения.

Действенный Совет

Государство и Бизнес выстраивают систему и последовательность коммуникаций, позволяющих различным группам предпринимателей обсуждать насущные вопросы бизнеса и города, совместно определять приемлемые и эффективные «правила игры», позволяющие предпринимателям нести осмысленное и эффективное «социальное бремя». А для такой регулярной и системной работы нужна соответствующая площадка соответствующего статуса — Совет. Действенный, а не имеющийся.

Вот тогда, с такого настоящего, деятельные представители городского бизнеса готовы с энтузиазмом стартовать в будущее.

Самара научно-образовательная

Соотношение спроса и предложения на образовательные услуги определяется центростремительными силами города. Центральные районы города (Ленинский, Самарский, Железнодорожный, Октябрьский) в целом не испытывают проблем с предоставлением образовательных услуг (за исключением недостаточного количества мест в школах исторической части города). Основные сложности с получением доступа к образовательным услугам (при наличии устойчивого спроса) испытывают Кировский, Промышленный, Красноглинский, Куйбышевский районы.

Однако на текущий момент был актуализирован вопрос о необходимости дифференцированного подхода к развитию образования в данных районах. В частности, в периферийных районах должно развиваться средне-специальное образование или же в качестве альтернативного варианта – создание и развитие крупного университетского центра на окраине города, объединяющего различные вузы на единой площадке. В целом настоящее положение вещей характеризуется как удовлетворительное и соответствующее реальным потребностям города и населения.

Значимые черты образовательной среды города:

  • ориентация высшего и средне-специального образования на подготовку кадров для промышленных предприятий города, в первую очередь аэрокосмического кластера;
  • слабая организация профориентационной работы со школьниками города;
  • многократное дублирование специальностей, по которым ведется подготовка в высших и средне-специальных учебных заведениях города, что в конечном итоге сказывается на качестве образования;
  • в поле общественной дискуссии имеет значительный вес точка зрения о невысоком качестве выпускников средних и высших учебных заведений;
  • отсутствие системы развития практических навыков у выпускников средних и высших учебных заведений;
  • в последние годы усиливается рост конкуренции за абитуриентов среди вузов города;
  • разрыв между системой образования и «социальными лифтами»;
  • рост неопределенности профессиональных образовательных и научных сообществах, что рассматривается как фактор развития и роста.

Деятельная Самара

Участниками первой стратегической сессии выделены следующие основные тезисы относительно деятельности горожан:

  • горожане трудятся в основном на производствах в Кировском, Промышленном, Куйбышевском районах;
  • стремятся к элитной работе в естественных монополиях, банках и федеральных структурах;
  • многие начинают задумываться об открытии своего дела, большинство предпринимателей работают в лоточно-палаточной торговой сфере;
  • горожане проводят время в загородных домах и особенно много в летнее время за Волгой;
  • горожане проводят время в торговых центрах, мало гуляют по городу;
  • наблюдается повышенный интерес к театрам, сложно достать билеты;
  • В городе проходит довольно много культурных выставок, но посетителей на них крайне мало; популярны специализированные выставки;
  • отток профессионалов в Москву и за границу;
  • основная масса людей проводят время следующим образом: «дом-работа-телевизор-спать»;
  • все больше самарчан начинают заниматься спортом и фитнесом;
  • образовательные технологии вовлекают большее количество людей;
  • увеличивается количество совершающих поездки за границу.

Образ жизни жителей Самары

В ходе работы первой стратегической сессии группой было сформировано свое рабочее понятие:

Образ жизни – это совокупность видов жизнедеятельности, которые повседневно осуществляют жители города Самары.

В основу первичного аспекта были положены два различных основания.

Временной аспект жизни городского жителя – его режим. Были выделены:

  • сон,
  • работа,
  • транспортировка (к месту работы и обратно),
  • быт (под которым понималась система действий по удовлетворению основных жизненных потребностей).

Здесь быт нельзя рассматривать в отрыве от понятия здорового образа жизни. Причем здоровье подразумевается не только в медицинском, но и в социальном смысле. Таким образом, вторым аспектом стал здоровый образ жизни во всей полноте его аспектов:

  • быт (уже упомянутый),
  • досуг,
  • образование (самообразование),
  • лечение (оздоровление),
  • питание.

Факторы, влияющие на образ жизни человека:

  1. Материальная обеспеченность. Этот фактор возглавил рассматриваемый список, поскольку, по словам участников группы, три четверти горожан испытывают материальные затруднения, заходящие так далеко, что они не могут обеспечить своим детям «нормальные» (т.е. стандартные, привычные с советских времен) условия жизни и учебы.
  2. Отсутствие основополагающей идеи (цели Государства и общества). Этот фактор в ходе группового обсуждения был признан основополагающим. Его значение превышает значение даже материальной обеспеченности. Здесь также чувствуется имплицитная отсылка к временам СССР, когда вера в светлое будущее делала малозначительными скудость быта и даже нехватку самых необходимых вещей.
  3. Средства массовой информации. В капиталистическом обществе средства массовой информации (СМИ) коммерциализированы, и их основной целью является извлечение прибыли, а не служение общественным интересам. В процессе обсуждения были выделены следующие аспекты СМИ: продажность, отсутствие влияния на власть, развитие технологий оболванивания народа.
  4. Апатия людей как результат отчужденности от власти, экономического и правового бессилия. Атомизация общества.
  5. Отсутствие видения будущего. Этот пункт тесно связан с п.2 выше.
  6. Нерациональная и бедная городская инфраструктура. Развитие инфраструктуры не поспевает за растущими и изменяющимися потребностями горожан.
  7. Политическая система не удовлетворяет интересов многих слоев общества. Многие остаются «за бортом» современной жизни навсегда.
  8. Городской бюджет – бедный. Этот пункт связан с п.1 и с п.6.
  9. Низкий уровень культуры (в том числе – низкий уровень культуры здоровья). Отсюда недостаточная популярность концепта ЗОЖ.
  10. Преобладание сиюминутных целей. Узость стратегического горизонта. Этот пункт связан с пп. 2, 4, 5.

Образ жизни жителя Самары СЕГОДНЯ:

Были выделены следующие бьющие в глаза аспекты городской повседневности.

  1. Маргинализация (алкоголь, наркотики, туберкулез, бомжи).
  2. Низкая эффективность деятельности контролирующих организаций (СЭС, МВД, ГИБДД, Ростехнадзор и т.д.). Отсюда следует незащищенность граждан (появление в продаже некачественных продуктов питания, рост преступности, увеличение риска аварий на транспорте, техногенных катастроф) и безответственность антиобщественных элементов.
  3. Увеличение разрыва между социальными слоями. Имеется в виду разрыв в материальной обеспеченности (децильный коэффициент), в образовании, в возможностях применения своих способностей, способностей своих детей и внуков. Отсюда следует социальная апатия, безразличие к будущему (в том числе, безответственность по отношению к собственному здоровью).
  4. Деградация общественных спортивных и оздоровительных объектов, в том числе, парков, зеленых зон, объектов дворового спорта и досуга.
  5. Различия между Центром города и промышленными районами в культуре населения и инфраструктуре (в том числе – инфраструктуре общественного транспорта).
  6. Индустриализация питания и других сфер городской жизни. Имеется в виду прежде всего «фаст-фуд», приучающий население вести нездоровый образ жизни, способствующий желудочным заболеваниям и ожирению.
  7. Сохранение традиции работ на земле (садоводство и огородничество, способствующие здоровому образу жизни).
  8. Слабое использование богатых рекреационных ресурсов и климатических преимуществ Самарской области.
  9. «Наступление» Интернета (особенно – в молодежной среде), имеющее как положительные, так и отрицательные стороны. Обсуждение этого пункта может и должно быть продолжено.

Современный имидж городского округа

В рассмотрении современного имиджа городского округа выделены аспекты восприятия, представленные в таблице.

Аспекты восприятия имиджа Самары

Аспекты восприятия

Интерпретация

«Приезжие»

что каждый из участников группы показывает своим иногородним гостям в Самаре.

«Удобство»

с позиции обывателя, индивидуального понимания комфорта, общения, отдыха и т.д., а также удобство для приезжающих; некий интегральный критерий.

«Возраст»

с позиции разных возрастных категорий выделяются привлекающие внимание объекты, явления города.

«Разделённость»

разные территории города. Есть 3 основные группы территорий, которые сильно отличаются друг от друга. Жители разных районов по-разному смотрят на город.

«Характер»

горожан, в т.ч. исторический. Отношение к жизни.

«Бытовая культура»

как проявление самарцев  отношения к жизни, окружению в повседневности.

«Открытость – закрытость»

Как проявляется исторический переход от закрытого города к открытому, как выстраивает город взаимоотношения с внешним миром.

«Время»

историческое и актуальное.

«Взгляд другого "города"»

как Самара воспринимает себя по отношению к другим городам (которые выделяют самарцы для ориентира), как эти города относятся к Самаре.

«Религии»

многоконфессиональное присутствие.

 

Наиболее значимые образы и бренды города:

  1. Традиционные экскурсионные маршруты «Набережная – ул.Ленинградская – вертолётная площадка – ракета»;
  2. Наиболее красивые места (памятник и площадь Чапаева);
  3. Обязательно упоминаемые (Бункер – как символ «второй столицы», о котором все слышали, но мало кто видел; «Дно», которое может посетить каждый);
  4. Наиболее известные, чем гордятся горожане (Площадь Куйбышева, костёл, особняки, «Человек с крыльями», вокзал);
  5. Что выделяют как спорное, но привлекающее внимание (памятник Шемякина Владимиру Высоцкому).

Для учащейся молодёжи наиболее значимым оказались «набережная летом – площадь Славы», для детей – «Макдак/Макдональдс, Сампло/Самарская площадь, Сипа/ул.Осипенко»; для людей молодых (25-35 лет) – парки, торговые центры. Для старшего поколения как значимые определены «поэты и модерн», «Синяя птица», военно-промышленный комплекс.

Как разновозрастной был выделен набор «пиво – «Крылья Советов» - набережная».

Особую гордость для разных возрастов вызывают митинги (муравьёвский митинг) и ГМК-62 как наиболее яркие проявления активного характера самарцев.

Разделённость связана с различием районов (исторический и спальные), по специализации территории (место отдыха – жительства – промышленность). Жители разных районов не ощущают себя идентичными друг другу. Отмечены  «существенные психологические различия жителей разных районов». Иногда разделённость доходит до крайности, и образуются территории-анклавы.

В последнее время разделённость стала преодолеваться, появились способы её преодоления (газели-маршрутки, строительство коттеджных посёлков в ранее престижных зонах).

«Удобство» сузилось до понятия поведения горожан, основанному на принципе: «как жителю города удобно, так он себя и ведёт». Это выразилось в негативной оценке городских зарисовок: жители ходят по улице с бутылками пива, семечками, мусорят, летом в пляжной одежде могут ходить по улицам и т.п. Фильтр «удобство» оказался малопродуктивным, всё время происходил переход в «характер»:

С одной стороны, самарцам свойственно свободолюбие, а, с другой стороны, своеволие, доходящее до беспредела. «Получается чёрно-белая цветовая гамма, без промежуточных цветов».

Вольность, свободолюбие, своеволие – оказались значимыми, они проявляются во многих аспектах жизнедеятельности горожан, в восприятии самого города. Самарцы выражают свою волю по отношению к тому, что им предлагается (а не рациональное решение, просчитанный выбор). «Добившись чего-то – бросаем это, обесцениваем, дальше дело не ведём». Данные характеристики должны быть отражены в символах, брэндах города.

Сославшись на документальный фильм «Таинственный город Самара», определили недостатки самарского характера: 1) небрежное отношение к жизни, в т. ч. к собственной («почему варимся в собственном котле»), 2) низкая бытовая культура.

 «Бытовая культура» оказалась конкретизированным преломлением «характера». Ключевая характеристика «самость, иметь своё; отстаивать только то, что считается своим (микромир)» приводит к сжатию своего пространства. Понятие дома у самарцев очень сужено («понятие дома заканчивается форточкой»). То, что выходит за рамки квартиры, никак не ассоциируется со своим домом, своей улицей, городом.

Выражено сожаление негативными результатами такой особенности горожан, отражающееся на впечатлении от всего города (грязный язык, много нецензурной речи, грязный город, плохие дороги). «Люди не привыкли к чистоте», «самарцы убеждены, что «я могу…мусорить».

«Открытость – закрытость». Исторический стресс, когда город снова стал открытым, не преодолён. Город всё ещё замкнут на себя, у горожан сохраняется интерес прежде всего к самим себе и своим проблемам. Это явление нашло определение в термине «самоварение». Но появилось определённое стремление к открытости, к взаимодействию с внешним миром. Приведённые примеры касались международного взаимодействия.

Горожане готовы принять влияние извне, но потом столь же дружно готовы изменить его, например, история с переходом  на московское время и обратно.

 «Время». С большим интересом горожане смотрят в прошлое. «Прошлое зафиксировано, есть, что вспомнить». Проводится много мероприятий, реконструкций, связанных с историческим прошлым. «Берём всё хорошее из прошлого, возвращаемся туда и оттуда берём символы». По отношению к настоящему у горожан есть скептицизм, не определились, что же на самом деле хотят. С этим связано и постоянное состояние ожидания («то ждём лета зимой, то воды»). По отношению к будущему горожане проявляют скептицизм. Позиция кратковременная превалирует над позицией долговременной; основной принцип – как мне удобно сейчас.

 «Взгляд другого «города»». Горожане убеждены, что есть противостояние Москве, что Москва недовольна Самарой.

«Самара за последнее время съехала с третьего места на десятое». По отношению к другим волжским городам у самарских «обида». Казань отобрала статус «третьей столицы», Нижний Новгород стал центром ПФО, Саратов открыл европейское консульство. Итог: «череда личных обид, но появилась тенденция к конкуренции».

«Религии». Несмотря на то, что город неоднократно завоёвывался, он никогда не был разрушен, как и предсказал святитель Алексий. В городе никогда не было национальных и религиозных конфликтов. В городе самая большая в Европе после Венской синагога, одна из самых больших мечетей, красивый костёл, кирха. При этом нет главного, организующего город православного храма. Из православных традиций выделяется «Стояние Зои».

Выводы

1. В истории города происходит определённая цикличность. Самара берёт своё начало с Жигулёвских гор, Сока – период разбойников, затем создался город Самара, период стабильности. Затем снова разбойничьи девяностые, и вновь стабильный период. Другим вариантом выражения цикличности стало: «купеческая – космическая – капиталистическая/купеческая - …?»

2. Дуалистичность, основанная на особенностях двух разных рек. Волга ассоциируется с «формально-государственным», официальным, парадностью, величавостью. Самарка (ожившее историческое название) – это неофициальное, неформальное, самостоятельное и даже самостийное, с прищуренным глазком, под хмельком. И, тем не менее, город назван не по Волге, а по Самаре.

3. «Естественный полицентризм», «атомарность», отсутствие центра, отсутствие осознаваемой, принимаемой целостности; на индивидуальном уровне горожанина –  локальность самоидентификации. Нет целостности города, целостности его восприятия. У города нет точки отсчёта, нет какого-то общепризнанного центра города, в отличие от традиционных городских центров (крепость, площадь, собор, администрация). В Самаре  много точек, от которых можно пойти, которые воспринимаются равноценными.

Принципиально значимым, ключевым своеобразием Самары признаны временная и географическая многослойность, смысловая и ценностная, символьная многослойность, разнообразие. «Чтобы показать Самару, нужно показать всё это разнообразие».

4. Изменились точки отсчёта в восприятии города: «Раньше экскурсоводы начинали с порта, теперь – с памятника Шемякина Высоцкому». Произошло смещение акцентов от масштабного, государственного, функционального, технологического, однозначного – к частному, авторскому, индивидуальному, спорному.

5.  Наиболее значимыми характеристиками жителей города были признаны: «не свобода, а вольность без предела», «самоорганизация без лидерства», «единство и борьба противоположностей, только вектор не задали».

Такие особенности отразились, например, в специфике многообразных музыкальных фестивалей, где ключевым является не сама музыка, а реализация формата «корпоративного» сообщества.

Отсутствие организационного ориентира («Мы сейчас способны к быстрым изменениям, но пока не знаем, чего хотим») представляется одним из принципиальных проблемных моментов для оформления имиджа Самары и формирования городских брендов.