Заголовок группы материалов: 

События

 

30 августа 2016 года состоялось расширенное заседание Общественной палаты Самарской области, в рамках которого прошло общественное обсуждение проекта Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года. На заседании было принято решение одобрить проект Стратегии.
В целях ознакомления городского сообщества с основными положениями областной стратегии публикуем полный текст доклада вице-губернатора – министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области А.В.Кобенко.

Источник:

Уважаемые участники заседания!

Вашему вниманию предлагается проект Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года. В соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегия региона – это документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Стратегия подготовлена с учетом требований, предусмотренных федеральным законодательством.

Стратегия разработана с участием региональных и муниципальных органов власти, широкого круга экспертов из представителей крупных предприятий, малого и среднего бизнеса, вузов, целевых групп общественности. Было проведено 19 крупных мероприятий, в том числе 7 стратегических сессий и 12 экспертных совещаний и круглых столов. Нашим партнером при разработке документа являлась международная консалтинговая компания «Стратеджи Партнерс Групп».

В краткой речи изложить детально всю стратегию невозможно. Поэтому остановлюсь только на ключевых выводах и направлениях, которые являются критически важными для долгосрочного стабильного социально-экономического развития области.

В основу стратегии развития Самарской области положен анализ конкурентоспособности региона и результаты опроса населения на тему удовлетворенности качеством жизни в регионе, участниками которого стали различные категории жителей всех муниципальных образований области – свыше 4 тыс. человек.

Слайд 2 «Производительность труда в экономике Самарской области»

Сегодня Самарская область по масштабу своей экономики входит в 10-ку крупнейших регионов страны с валовым региональным продуктом в 1,2 триллиона рублей. Это порядка 2% от общего объема ВРП всех регионов страны. Однако по показателю объема валового регионального продукта на душу населения (359 тыс. рублей) наш регион отстает от среднероссийского уровня (403 тыс. рублей) на 11%. На слайде видно, что за период 2006-2014 годов Самарская область по темпу роста среднедушевого ВРП уступала регионам-конкурентам.

В рамках стратегической диагностики была проведена декомпозиция среднедушевого ВРП Самарской области, т.е. оценка факторов, влияющих на его уровень. Анализ показал, что по эффекту занятости (доля населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения) и эффекту участия (доля занятого населения в численности населения трудоспособного возраста) Самарская область сопоставима со среднероссийскими показателями. Однако по выработке на одного занятого (764,6 тыс. рублей в 2014 году) область отстает примерно на 12% от общероссийского уровня (866,3 тыс. рублей), а если сравнивать этот показатель с развитыми странами, то отставание идет в разы. В условиях глобализации и решения задачи по выходу региона на мировые рынки эта проблема становится все более актуальной и является ключевым сдерживающим фактором развития региона. Особенно низкая производительность труда отмечается в основных отраслях специализации региона. Если производительность труда была бы на уровне Российской Федерации, это позволило только за счет данного фактора увеличить объем валового регионального продукта Самарской области на 13% и достигнуть среднероссийского показателя ВРП на душу населения.

Низкая производительность труда в значительной мере обусловлена состоянием основных фондов. Степень их износа на конец 2014 года составила 51,4% – это 73 место среди регионов России. По коэффициенту обновления основных фондов область также занимает далеко не первые позиции. Такая ситуация является следствием недостаточной инвестиционной привлекательности ключевых кластеров региона, использованием устаревших технологий, а также преобладающим выпуском продукции, уступающей внешним конкурентам по новизне, и как следствие, потребительской ценности. Это, в свою очередь, вызвано невысокой активностью в сфере внедрения инновационных технологий и продуктов в Самарской области.

Слайд 3 «Сильные и слабые стороны Самарской области»

 

На фоне значительных преимуществ региона – их вы видите на экране – также имеются и другие объективные проблемы и риски развития экономики области. Всю совокупность ограничений развития можно разделить на 4 группы.

Первая группа – это инфраструктурные ограничения. Автодорожная сеть не соответствует как нормативным требованиям по нагрузке и пропускной способности, так и потребностям экономического роста территории. Также в регионе недостаточное количество современных объектов транспортно-логистической инфраструктуры, способных предоставлять услуги на мировом уровне, отсутствует мостовой переход через реку Волга. В регионе невысокий уровень доступности образовательной, медицинской и спортивно-оздоровительной инфраструктуры для населения области.

Другая группа – это экологические ограничения, обусловленные, в первую очередь, высокой степенью загрязнения атмосферы и водных ресурсов Волжского бассейна.

Третья группа – структурные ограничения. И, в первую очередь, это все более усиливающаяся зависимость развития региона и бюджета области от состояния крупных системообразующих компаний, головные офисы которых, а следовательно и центры принятия решений, расположены далеко за пределами области.

Четвертая группа – социальные проблемы.

Слайд 4 «Основные проблемные зоны качества жизни населения Самарской области»

Проведенные опросы населения и результаты федеральных социологических исследований показали ряд ключевых проблем, которые тревожат население. В первую очередь – это недостаточное качество и доступность медицинской помощи и низкая удовлетворенность услугами ЖКХ, по которым в 2014 году Самарская область занимала соответственно 69 и 70 места в России. Также отмечаются проблемы нехватки и недостаточного качества рабочих мест, наркомании и алкоголизма, экологические проблемы и другие.

Слайд 5 «Результаты опроса руководителей малых и средних компаний в Самарской области: общие итоги»

По мнению бизнеса условия для развития предпринимательства в регионе являются в целом достаточно благоприятными. Однако критическими проблемами для большинства руководителей малых и средних компаний являются подбор квалифицированных кадров и низкая доступность финансовых ресурсов. Существуют значительные барьеры в процедурах получения разрешений на строительство и подключения к системам электро- и газоснабжения.

Слайд 6 «Результаты национальных исследований по вопросам развития бизнеса»

Другие национальные исследования также отмечают высокий уровень административных барьеров и проблемы государственного регулирования развития бизнеса в Самарской области. Так, согласно национальному рейтингу состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации за 2015 год Самарская область по направлению «Регуляторная среда» вошла в группу регионов, получивших самые низкие оценки. Низкие позиции области также отмечаются по направлению «Инфраструктура и ресурсы» (присвоен рейтинг С). В 2015 году на 5 дней увеличилось среднее время получения разрешения на строительство: с 167 до 171 дня, а среднее количество процедур, необходимых для получения разрешительной документации, возросло почти втрое – с 5 до 14 дней. Среднее время подключения электроэнергии в Самарской области в 2015 году увеличилось на 16 дней – с 148 до 164 дней.

Слайд 7 «Возможности и угрозы Самарской области»

В ходе работы были также определены возможности и угрозы развития Самарской области.

Ключевые возможности развития, открывающиеся перед регионом, связаны с ростом объемов рынков Приволжского федерального округа и Казахстана, а также с развитием транспортно-логистического кластера, в том числе за счет активизации отношений с Азией. Направлением стратегического прорыва области является развитие третьей по величине в России Самарско-Тольяттинской агломерации. Хорошие перспективы развития региона обеспечивают высокий миграционный потенциал региона, рост производства за счет проводимой федеральной политики импортозамещения, особенно в машиностроении и агропищевом секторах.

Угрозами для развития региона могут стать снижение конкурентоспособности региональных отраслевых кластеров, усиливающаяся межрегиональная конкуренция за привлечение инвестиционных ресурсов, снижение численности населения трудоспособного возраста, кризисные явления в мировой и российской экономике, напряженная внешнеполитическая ситуация и другие факторы.

Таким образом, проведенный SWOT-анализ показал, что регион обладает мощным ресурсным потенциалом и имеет диверсифицированный кластерный портфель, включающий в себя отрасли с высокой добавленной стоимостью. Однако, в настоящее время этот имеющийся стратегический потенциал используется не полностью или не эффективно. Поэтому первостепенной задачей является реализация в полной мере наших возможностей и преимуществ.

Слайд 8 «Перспективная роль Самарской области для ключевых групп интересов»

 

При разработке стратегии широко обсуждалась перспективная роль Самарской области. Мы не пошли по пути определения единой миссии региона, а решили определить роль области для основных групп интересов.

Для населения Самарская область должна стать территорией комфортного проживания с благоприятной экологической обстановкой, с высокооплачиваемыми рабочими местами, конкурентоспособной системой образования, высоким уровнем медицинского обслуживания, развитой инфраструктурой спорта и досуга, высокой социальной защищенностью.

Для бизнеса область должна стать регионом с современной производственной инфраструктурой, благоприятным инвестиционным климатом, развитой инновационной средой для генерации и воплощения новых идей.

В целом для России мы позиционируем область как опорный регион страны в развитии науки, образования и промышленности, а также значимый центр компетенций в аэрокосмическом секторе и нефтехимии, крупнейший транспортный хаб.

В мировом масштабе Самарская область может принять на себя роль значимого центра космических исследований и инжиниринга, образовательного центра в области технических наук, ключевого транспортного узла, соединяющего Европу с Азией и уникального центра рекреации и туризма.

Слайд 9 «Сценарии развития Самарской области»

Для воплощения намеченного необходимо четкое понимание, в каких условиях мы можем находиться и в каких направлениях нам следует двигаться.

В основу построения сценариев развития региона положены два ключевых фактора – конъюнктура мирового рынка энергоресурсов и качество институциональной среды, под которой понимается уровень развития политических и социальных институтов в Российской Федерации. В результате была разработана двухфакторная матрица сценариев развития региона на долгосрочную перспективу. Сценарии «Борьба за выживание» и «Трансформация» сформированы при цене на нефть 25-40 долларов за баррель и позволяют увеличить объем региональной экономики не более чем на 10-20% в целом за весь прогнозный период. Сценарии «Базовый» и «Лидер промышленных инноваций» основываются на значительно большем объеме финансовых ресурсов. Цена на нефть возрастет с 40 до 75 долларов за баррель. При этих условиях рост экономики может составить от 1,5 до 2-х раз. Целевой вариант является средним между базовым и наиболее оптимистичным сценарием. В качестве основных сценариев развития определены три сценария: целевой, «Базовый» и «Трансформация». Данные сценарии основываются на единых стратегических целях и задачах, но ожидаемая степень их достижения по целевому сценарию является более высокой. Поэтому мы должны приложить все необходимые усилия по достижению значений показателей целевого сценария развития.

Слайд 10 «Стратегические цели социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года»

Стратегическими целями социально-экономического развития Самарской области были определены три взаимообеспечивающих вектора – улучшение качества жизни населения, рост конкурентоспособности экономики и повышение эффективности деятельности органов власти. Комплексная реализация стратегических целей позволит достигнуть достойного уровня жизни в регионе, вернуть Самарскую область в топ самых развитых регионов страны и укрепить наш регион на мировой арене. По целевому сценарию к 2030 году объем валового регионального продукта области может возрасти в 1,8 раза (среднегодовой темп – 104,2%), промышленного производства – в 1,7 раза, сельского хозяйства – в 1,8 раза, инвестиций в основной капитал – в 2,5 раза, производительность труда – в 2,1 раза. За период реализации стратегии ожидаемая продолжительность жизни увеличится на 10 лет и составит почти 80 лет, уровень бедности уменьшится с нынешних 14,2 до 5,3%. Почти в два раза возрастет доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (до 59%). Доля населения, положительно оценивающего деятельность органов исполнительной власти, повысится с 46 до 60%.

Слайд 11 «Три горизонта реализации стратегии»

Реализация стратегии будет осуществляться в три этапа, для каждого из которых определены точки роста и основные направления развития. На первом этапе – это до 2020 года – будет проводиться реструктуризация и создание условий для устойчивого экономического роста. Здесь делается ставка на активное развитие всех видов инфраструктуры, а также на развитие традиционных кластеров за счет их переориентации на перспективные сегменты рынка, процессов импортозамещения, улучшения системы подготовки кадров. На втором этапе – период до 2025 года – Самарская область должна превратиться в ведущий производственный хаб России на основе интеграции производителей в глобальные производственные цепочки, развития новых продуктовых сегментов и секторов экономики. А после 2025 года регион должен стать центром промышленных инноваций с новыми перспективными наукоемкими производствами и сформированным инжиниринговым направлением специализации региона.

Несмотря на то, что ключевые направления представлены в рамках отдельных трех горизонтов развития, предполагается, что данные направления в том или иной мере будут выполняться на всех этапах реализации стратегии.

Слайд 12 «Демографический прогноз»

Стратегия базируется на долгосрочном демографическом прогнозе.

К числу основных факторов, влияющих на демографическую ситуацию, относятся структурные изменения – существенное сокращение численности женщин активных репродуктивных возрастов (на 40% в 2030 году), тенденция откладывания рождения детей на более поздний период. Это не позволяет ожидать значительного роста рождаемости. Продолжающееся старение населения скажется на уровне общей смертности.

Динамика численности населения во многом будет зависеть от миграционных процессов, поэтому необходимо удерживать позицию миграционно привлекательного региона, успешно конкурируя за человеческие ресурсы с другими субъектами Российской Федерации.

Только по целевому варианту развития, который основывается на максимальной эффективности выполнения мер по улучшению демографической ситуации, возможен рост численности жителей области (более чем на 40 тыс.человек или на 1,3% в 2030 году по сравнению с 2015 годом). При этом миграционный прирост должен быть порядка 7 тыс. человек ежегодно.

В возрастной структуре населения продолжится снижение численности граждан трудоспособного возраста. Доли детей и подростков, а также лиц старше пенсионного возраста будут расти. Эта ситуация приведет к увеличению экономической нагрузки на рабочее население, возникновению дополнительных трудностей с решением проблем пенсионного обеспечения, системы здравоохранения и социальной защиты.

Ожидаемые демографические сдвиги задают жесткие требования к будущим тенденциям развития рынка труда. Несмотря на это, при условии полномасштабной модернизации экономики, и как следствие, роста производительности труда трудовых ресурсов для поступательного экономического развития области будет достаточно. Переход к инновационной экономике приведет к изменению сложившейся структуры занятости, перераспределению работников по секторам экономики, расширению сферы услуг, развитию инновационных направлений деятельности и возникновению новых направлений занятости.

Слайд 13 «Приоритетные кластеры Самарской области»

Стратегические перспективы развития промышленности в регионе мы связываем, прежде всего, с развитием существующих высокотехнологичных производственных кластеров – автомобильного, аэрокосмического и нефтехимического. При этом для развития других секторов мы также видим значительный потенциал, определяемый процессами импортозамещения, внедрением инноваций, появлением новых продуктовых ниш, развитием малого и среднего бизнеса, неудовлетворенным потребительским спросом.

Это позволит укрепить позиции Самарской области и войти в пятерку крупнейших промышленных регионов России.

Среди промышленных кластеров Самарской области особо выделяются автомобилестроительный и аэрокосмический кластер. Здесь сформирован полный производственный цикл создания конечной продукции, в том числе разработка и проектирование, производство компонентов, сборка. Сложилась действенная система подготовки кадров, есть положительный опыт сотрудничества и привлечения на территорию области международных лидеров в данных сферах. В рамках организационных структур кластеров созданы и работают управляющие компании.

Общим для них стратегическим направлением является развитие инжиниринга, его выделение в отдельную, значимую отрасль экономики. Это позволит поддерживать технологическую готовность, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, к возрастающим требованиям автомобилестроительного и аэрокосмического кластеров. В долгосрочной перспективе одной из возможностей развития региона станет экспорт результатов научной и исследовательской деятельности, разработок и инжиниринговых услуг.

Слайд 14 «Стратегические направления развития автомобилестроительного кластера»

Перспективы развития автомобильного кластера Самарской области подтверждаются независимыми аналитиками, прогнозирующими рост мирового и российского рынка автомобилей. В России число находящихся в эксплуатации транспортных средств увеличится в два раза до 60 млн. шт., а годовые продажи, как ожидается, к 2030 году достигнут приблизительно 3,9 млн. единиц. Это более чем в 2 раза превышает уровень 2015 года. В результате к 2030 году Россия превратится в шестой по величине автомобильный рынок мира.

Принципиальное значение для автопроизводителей Самарской области при этом будет иметь динамика повышения уровня локализации собираемых на территории региона автомобилей и за счет этого увеличение доли на рынке. Для сегмента производства автомобильных комплектующих создание новых крупных предприятий в партнерстве с зарубежными компаниями, технологическое переоснащение, реализация импортозамещающих проектов будет способствовать увеличению объемов поставок автомобильных комплектующих, в том числе на экспорт. В результате индекс производства автомобилестроительного кластера в 2030 году к уровню 2015 года составит 1,8 раза.

Слайд 15 «Стратегические направления развития аэрокосмического кластера»

Основными глобальными трендами в аэрокосмическом кластере являются рост спроса на рынке авиационной и космической техники, развитие технологий и материалов, глобализация производств, рост объемов орбитальных перевозок. Тенденции к росту демонстрируют как рынок запусков космических ракет, так и авиационный рынок. В мире прогнозируется производство более 30 тыс. самолетов за период 2016 – 2030 годов. Объем грузовых воздушных перевозок будет увеличиваться на 6% в год.

Главное условие успешного развития всех предприятий аэрокосмического кластера Самарской области – максимально глубокое погружение в процессы международной кооперации. Основной задачей развития кластера в долгосрочной перспективе является формирование экспортно-ориентированного сегмента промышленности, встраивание самарских поставщиков в глобальные цепочки.

Внутренний рынок России может стать хорошей стартовой точкой для развития авиационного сегмента кластера, но недостаточен для конкурентоспособного производства. На развитых рынках авиационной техники годовая потребность составляет от 300 до 450 самолетов в год, включая широкофюзеляжные, узкофюзеляжные, региональные самолеты, а также турбовинтовые машины средней и малой вместимости. С учетом потребности в обслуживании и ремонте данная тенденция обеспечит загрузку предприятий кластера и предоставит базу для его динамичного развития.

В рамках ракетно-космического сегмента кластера произойдет наращивание объемов производства малых космических аппаратов, наноспутников, ракет-носителей среднего и тяжелого классов, производства двигателей для ракет-носителей и дальнемагистральных самолетов и пр.

Усилится роль самарских разработчиков и производителей в реализации государственных программных документов в космической и военной сферах. Ключевой нашей специализацией станет наращивание и поддержание орбитальных группировок спутников, проведение фундаментальных космических исследований, а также создание новых космических аппаратов.

В результате индекс производства аэрокосмического кластера в 2030 году может составить 1,9 раза к уровню 2015 года.

Слайд 16 «Стратегические направления развития нефтехимического кластера»

Динамичное развитие нефтехимического кластера мы рассматриваем в качестве одной из движущих сил инновационного развития экономики области.

Уже сегодня на территории региона существуют колоссальные возможности для его развития.

Реализация сырьевого и инновационного потенциала кластера будет обеспечиваться эффективной деятельностью крупнейших российских нефтяных компаний и химических холдингов, появлением проектов в недостающих звеньях существующих производственных цепочек с акцентом на конечную продукцию.

Регион сохранит положительную динамику в нефтедобыче, несмотря на то, что относится к стародобывающим регионам страны. В перспективе глубина переработки нефти в регионе будет доведена до западноевропейского уровня (85%).

Важным стратегическим направлением станет повышение уровня использования попутного нефтяного газа по области с 80% до 95%. Результатом будет являться обеспечение нефтехимии ценнейшим сырьем, а также существенное сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу.

Нашими ориентирами являются значительное увеличение регионального производства полимеров, каучуков, изделий из пластмасс, лакокрасочных материалов, минеральных удобрений и др. Например, только создание в регионе полного цикла по производству полимеров позволит увеличить объёмы высокотехнологичной нефтехимической продукции более чем в 10 раз.

Развитие опорных элементов кластера позволит решить важнейшую задачу по импортозамещению за счет активного использования имеющегося сырья.

Значительный потенциал импортозамещения открывает возможности для перспективных секторов производства. Ключевой точкой роста мы видим малотоннажную химию (производство косметики, моющих средств, керамических и строительно-отделочных материалов).

В целом к 2030 году объемы производимой нефтехимической продукции в регионе могут увеличиться на две трети к существующему уровню.

Слайд 17 «Стратегические направления развития агропищевого кластера»

Агропищевой кластер, обладающий высоким инвестиционным потенциалом, уже активно развивается в рамках проведения политики импортозамещения в Самарской области.

В ближайшей перспективе стоит задача внедрения на предприятиях АПК современных технологий в области селекции и генетики с целью снижения зависимости области от импортного племенного и семенного материала. Стоит задача к 2030 году достигнуть лидирующих позиций в масштабах Российской Федерации в современных селекционных и генно-инженерных технологиях.

Еще одно генеральное направление развития – увеличение доли животноводства и перерабатывающей промышленности в агропищевом кластере. Будут реализованы масштабные проекты в мясном и молочном скотоводстве, птицеводстве и рыбоводстве, а также созданы значительные мощности тепличных комплексов по круглогодичному выращиванию овощей, ягод и грибов и их переработке.

Этот кластер нуждается в создании эффективной системы оптово-распределительных центров. С этой целью предполагается реализовать проекты по созданию агропромышленных парков, формированию системы хранения, логистики и сбыта сельхозпродукции на внутреннем и внешних рынках.

Произойдет широкий выход производителей Самарской области на перспективные нишевые сегменты рынка пищевой продукции, в том числе функциональных продуктов – детское, спортивное, диетическое питание.

Аграрная политика региона будет нацелена как на дальнейшее привлечение в регион крупных агрохолдингов, так и на активное развитие фермерского хозяйства.

Рост объемов производства в 2030 году к уровню 2015 года составит более 1,9 раза. Область должна войти в ТОП-15 регионов России по объему производства сельскохозяйственной продукции (в 2015 году – 22 место). В полном объеме будут обеспечены потребности населения региона в основных продуктах питания.

Слайд 18 «Развитие региональной дорожно-транспортной инфраструктуры»

На основе сбалансированного и эффективного развития дорожно-транспортной инфраструктуры в период до 2030 года в Самарской области должен быть сформирован мощный транспортно-логистический кластер на основе интеграции четырех видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного и речного).

Ключевым направлением развития автодорожного каркаса региона будет модернизация дорожно-транспортной сети с целью устранения диспропорций, разрывов и узких мест. Стратегическое значение имеет строительство новых автомобильных мостовых переходов через реки Волга и Самара. Завершение строительства развязки после мостового перехода «Кировский» и мостового перехода «Фрунзенский» решат проблему выезда из областного центра.

Также будет сформирована кольцеобразная транспортная инфраструктура в центральной части области. Важнейшими её составляющими являются автомобильная дорога в обход Тольятти с мостовым переходом через Волгу в районе села Климовка и автомобильная дорога Самара-Сызрань южнее Самарской Луки с еще одним мостовым переходом через Волгу.

В стратегии ставится задача возрождения речного транспорта. Крупнейшие города области будут связаны высокоскоростными плавсредствами. Для этого будет осуществлен капитальный ремонт действующих объектов речной инфраструктуры, а также приобретение новых плавучих платформ для посадки и высадки пассажиров и обновление речного флота – и грузового, и пассажирского.

Перспективным направлением в секторе грузовых речных перевозок является создание сухого порта в виде внутреннего терминала для осуществления полного комплекса логистических мероприятий, непосредственно связанного с речным портом.

В сфере воздушного транспорта в результате дальнейшего развития аэропортовой и аэродромной инфраструктуры будет сформирован хаб на базе аэропорта «Курумоч». Рост объемов международных пассажирских и грузовых перевозок воздушным транспортом будет идти параллельно с расширением географии и повышением частоты внутренних рейсов, в том числе с использованием малой авиации.

В сфере железнодорожного транспорта завершится создание высокоскоростной транспортной инфраструктуры. Будет запущено ускоренное пассажирское сообщение до Москвы и соседних регионов, а также на внутрирегиональном маршруте «Самара-Курумоч-Тольятти».

Важнейшим направлением является развитие мультимодальных транспортно-логистических услуг. Предполагается строительство современных пересадочных узлов, торгово-логистических и мультимодальных центров, введение единых стандартов планирования и управления транспортными потоками.

Таким образом, в Самарском транспортно-логистическом кластере будут созданы условия для осуществления обработки экспортно-импортных, внутрироссийских и транзитных грузопотоков. Это обеспечит региону ключевую роль по обслуживанию грузопотоков в системе международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Транссиб», а также направления Европа - Китай.

Уважаемые участники заседания!

Слайд 19 «Развитие новых отраслевых сегментов в экономике Самарской области»

Помимо развития «традиционных» кластеров ускоренное развитие экономики области будет обеспечиваться также за счет новых секторов экономики и перспективных высокотехнологичных производств. Большой интерес для региона представляют кластер медицинских и фармацевтических технологий, туристическое направление, производство детских товаров. Отдельные предприятия области вполне могут быть площадками для контрактного производства в различных отраслях промышленности.

Каждый из выделенных сегментов имеет высокий потенциал роста. Предпосылками для их развития являются наличие в регионе относительно развитой научно-исследовательской базы по этим направлениям, наличие необеспеченного спроса на соответствующие товары и услуги как на мировом, так и на российском рынке.

Остановлюсь на некоторых из них.

Слайд 20 «Приоритетные туристские направления и проекты»

Важным направлением развития Самарской области, безусловно, является развитие туризма. Наличие богатых природно-рекреационных ресурсов, уникального природного комплекса «Самарская Лука» и других туристических активов создают широкие возможности для развития региона как туристического центра Поволжья и определяют одну из главных стратегических задач – обеспечение экологически ориентированного роста экономики и сохранение природного ландшафта Самарской Луки для будущих поколений.

Наиболее перспективной с туристической точки зрения является территория национального парка «Самарская Лука».

Отсутствие развитой туристической инфраструктуры определяет наличие проблемы «дикого» туризма в зоне уязвимых природных достопримечательностей, что приводит к загрязнению территории и возникновению серьезных экологических проблем.

Необходимо переводить туристический поток в цивилизованное русло и создавать конкурентоспособный как на российском, так и международном рынке туристско-рекреационный кластер.

Повышению узнаваемости и популярности Самарской области как центра туризма будет способствовать участие Самары в проведении игр Чемпионата мира по футболу в 2018 году, развитие событийного, фестивального, спортивного, промышленного, сельского и экологического туризма, реализация железнодорожного и речного туристических проектов.

Слайд 21 «Кластер медицинских и фармацевтических технологий»

 

Следующим перспективным направлением является кластер медицинских и фармацевтических технологий. Это – разработка, производство и сопровождение оборудования и изделий медицинского назначения, лекарственных субстанций и препаратов, разработка наукоемких технологий в сфере IT-медицины, гибкой электроники и микроэлектроники, биоинжиниринга, медицинских (клеточных, тканевых) и фармацевтических биотехнологий.

Наиболее успешно продвигается новая для Российской Федерации отрасль - «Информационные технологии в медицине»: сформированы новые наукоемкие бизнесы, выполняются многомиллионные государственные контракты по линии Минпромторга и Минобрнауки России, получили динамичное развитие локализованные на территории базирования Кластера предприятия малого и среднего бизнеса. Налажено сотрудничество с ведущими российскими вузами и медицинскими центрами, предприятиями реального сектора экономики, такими как ГК «Ростех». В реализацию ряда проектов Кластера включены зарубежные партнеры из Германии, Франции, Швейцарии, Финляндии, республики Беларусь.

Слайд 22 «Развитие перспективных высокотехнологичных производств. Участие Самарской области в реализации национальной технологической инициативы»

Самарская область является одним из 10 пилотных регионов, отобранных для реализации региональной модели Национальной технологической инициативы.

Для Самарской области нами определены следующие приоритетные рынки для формирования перспективных высокотехнологичных производств:

AeroNet – распределенные системы беспилотных летательных аппаратов;

NeuroNet – распределенные искусственные компоненты сознания и психики;

HealthNet – персональная медицина;

EnergyNet – распределенная энергетика от personal power до smart grid, smart city;

AutoNet – распределенная сеть управления автотранспортом без водителя.

Выбор приоритетов для Самарской области обусловлен, в первую очередь, значительным опытом и высоким потенциалом данных сфер среди региональных предприятий и кластеров. В нашем регионе есть все возможности для создания высокотехнологичных компаний, способных производить глобально конкурентоспособные продукты и сервисы на данных рынках, и формирования научно-технологического задела по ключевым технологиям НТИ.

В будущем выбранные направления станут приоритетами для государственной поддержки инновационных проектов в Самарской области.

Мы рассчитываем, что в работу по реализации инновационных проектов в рамках НТИ активно включатся центры детского технического творчества, ведущие самарские университеты, институты развития, резиденты технопарков и индустриальных площадок, участники инновационных территориальных и промышленных кластеров.

Слайд 23 «Динамика структуры ВРП в Самарской области»

Активное развитие кластеров, новых отраслевых сегментов экономики и перспективных высокотехнологичных производств позволит укрепить диверсификацию экономики Самарской области и повысить ее устойчивость. Снизится зависимость области от «сырьевого фактора». Наибольший вклад в развитие экономики будут осуществлять обрабатывающие производства. При этом ожидается рост доли инфраструктурного сектора до 26% против 19,8% по оценке в 2015 году. Позитивные изменения в экономике будут сопровождаться положительными сдвигами в социальной сфере. В результате, доля социального сектора в ВРП увеличится с 7,8% в 2015 году до 9,3% в 2030 году. В целом доля сектора услуг возрастет на 6 процентных пунктов до 50%.

Слайд 24 «Индустриальные парки Самарской области» 

Одним из важнейших направлений реализации стратегии является формирование благоприятного инвестиционного климата. В нашем документе есть отдельный раздел – Инвестиционная стратегия. Важнейшими ее направлениями являются развитие государственно-частного партнерства в инфраструктурной и социальной сферах, создание индустриальных парков и промышленных площадок по направлениям машиностроение, промышленность строительных материалов, химия, агропромпереработка, транспорт и логистика и другие. Существенное внимание также будет уделяться устранению избыточных административных барьеров при работе с бизнесом, всемерному повышению эффективности деятельности инвестиционных институтов развития.

Слайд 25 «Обеспечение режима максимального благоприятствования развитию предпринимательства»

Значимым направлением деятельности останется поддержка малого и среднего бизнеса в Самарской области.

Планируется разработать новые инструменты финансовой поддержки предприятий, направленные на стимулирование обновления и поставки качественной продукции (система микрофинансирования, лизинговые механизмы, через региональные банки – партнеры МСП Банка и в рамках Национальной гарантийной системы).

Расширится поддержка в части повышения эффективности и производительности труда, в том числе с внедрением методов бережливого производства и систем менеджмента качества, в повышении энерго- и ресурсоэффективности.

Особое внимание будет уделено развитию системы поставщиков и системы кооперации путем встраивания малого и среднего бизнеса в цепочки поставщиков через механизмы доступа к закупкам.

Одним их приоритетов будет возрождение интереса к предпринимательской деятельности, развитие молодежного предпринимательства.

Слайд 26 «Повышение эффективности институтов развития малого и среднего предпринимательства»

В рамках Стратегии продолжится создание и улучшение работы организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса на основе четкой координации федеральных и региональных институтов развития.

Системным интегратором мер поддержки выступает Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. На ее базе формируется единый центр финансово-кредитной поддержки (Национальная гарантийная система, в которую входит АО Микрокредитная компания «Гарантийный фонд Самарской области»), организована система имущественной поддержки, проводится значительная работа, направленная на увеличение доли закупок у предприятий малого и среднего бизнеса. В перспективе Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства совместно с регионами будут разработаны и внедрены единые стандарты оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также приняты меры по расширению предоставления услуг для бизнеса через многофункциональные центры (с Корпорацией подписано соответствующее Соглашение).

Совместно с Российским экспортным центром будет решаться задача по выходу малых и средних предприятий на зарубежные рынки путем расширения деятельности профильных институтов поддержки экспорта на региональном уровне.

Слайд 27 «Основные направления повышения конкурентоспособности инновационной системы Самарской области»

Самым значимым направлениям повышения конкурентоспособности региона является развитие инновационной системы региона. Это означает:

- развитие университетской науки и фокусирование ее на приоритетных научных направлениях;

- формирование единой региональной системы по коммерциализации инноваций;

- стимулирование инновационной активности компаний;

- реформирование механизмов управления региональной инновационной системой;

- содействие реализации инновационных проектов, нацеленных на формирование приоритетных для Самарской области рынков в рамках реализации Национальной технологической инициативы.

Будут созданы основы для преодоления кадрового дефицита, появления значительного количества технологических предпринимателей и менеджеров, управляющих венчурными фондами и инновационными компаниями. Особое внимание будет уделяться программам и проектам, реализуемым с участием студентов, молодых ученых и специалистов, а также поддержке мероприятий по развитию детского и юношеского технического творчества в регионе.

Слайд 28 «Построение идеальной системы участников инновационной деятельности в Самарской области»

Мы будем стремиться к формированию полноценной экосистемы инноваций – она представлена слайде, развивать «недостающих участников» инновационного процесса, обеспечивать стабильный поток инновационных проектов (150 – 200 в год), которые на выходе смогут вырасти в успешные высокотехнологичные компании.

Будет продолжен процесс оптимизации и интенсификации инновационной деятельности самарских университетов, содействия приобретению ими статуса опорных университетов, поддержка реализации программ развития университетов и центров исследований по приоритетным направлениям.

Продолжится развитие образовательной и научно-технической инфраструктуры:

– будет запущена и развернута деятельность Центров для одаренных детей в Самарской области;

– к 2022 году будет создан научно-образовательный и технико-внедренческий комплекс «Гагарин-центр» на площадке, прилегающей к комплексу спортивных сооружений для Чемпионата мира по футболу 2018 года. Наша стратегическая цель – создание национального центра компетенций в сфере космических технологий и других высокотехнологичных направлений;

– будет создано Региональное агентство наук и технологий Самарской области.

На более поздних стадиях наши усилия будут направлены на развитие системы венчурного инвестирования – содействие созданию корпоративных и кластерных венчурных фондов.

Продолжится развитие технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина». Развитию инфраструктуры будет способствовать освоение резервных площадей, прилегающих к технопарку – при поддержке Фонда развития моногородов будет создана инженерная инфраструктура для локализации производств резидентов технопарка.

Продолжится развитие нанотехнологического центра Самарской области. В ближайшей перспективе (к 2019 году) по результатам деятельности Наноцентра должно быть запущено около 70 инновационных проектов, создано более 500 рабочих мест. В качестве ключевых отраслевых направлений поддержки проектных компаний (стартапов) определены: катализаторы для нефте- и газохимии, перспективные источники тока, биосовместимые материалы, инновации для строительства спортивных сооружений.

Слайд 29 «Развитие системы образования»

В условиях амбициозных целей по развитию региональной промышленности и инновационной системы дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров оказался одной из ключевых трудностей, которая мешает динамично развиваться промышленности и повышать инвестиционную привлекательность региона.

В целях повышения доступности и качества образовательных услуг, соответствующих требованиям инновационного развития экономики Самарской области, предполагается конвергенция систем образования, науки с процессами развития отраслей экономики.

К 2030 году регион полностью перейдет от традиционной к целевой модели обеспечения экономики региона высококвалифицированными рабочими кадрами на основе Национальной системы квалификаций. Участие работодателей в разработке программ профессионального образования и оценке качества полученного образования должно стать повсеместным и определяющим фактором развития системы профессионального образования.

Внедрение регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста обеспечит Самарской области переход от системы профориентации школьников к системе непрерывной поддержки профессионального выбора на протяжении всей жизни.

И начинать работать в такой модели необходимо не со старших классов, а гораздо раньше. В частности, уроки технологии в школах должны проходить при участии представителей средне-специальных образовательных учреждений и работодателей. Особое внимание будет уделено развитию физико-математического и технического направлений в рамках дополнительного образования детей. Параллельно с этим будет укрепляться материально-техническая база общеобразовательных учреждений и организаций среднего профессионального образования. К 2030 году планируется полностью решить проблему реконструкции зданий и сооружений профессиональных образовательных организаций.

Учитывая существующую проблему кадрового дефицита в отдельных отраслях, представляется необходимым более широко использовать систему целевой подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием за счет бюджета Самарской области.

По нашей оценке доля трудоустроенных, не позднее завершения первого года после выпуска, выпускников дневной (очной) формы обучения по основным профессиональным образовательным программам по специальности в 2030 году составит около 90%.

Интеграция научно-образовательного потенциала, объединение ведущих вузов области должно привести к тому, чтобы уровень образования в Самарской области соответствовал мировым стандартам. Главная цель объединенного Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева – запустить процесс глубокой модернизации региональной высшей школы, закрепить за Самарой статус города-лидера в научно-образовательной и промышленно-экономической сфере. В перспективе этот вуз может войти в сотню ведущих университетов мира.

Таким образом, у нашего региона есть уникальный шанс стать одним из мировых центров развития технических наук и профессионального образования в этой сфере.

Уважаемые участники заседания!

Слайд 30 «Повышение материального благосостояния жителей»

Повышение благосостояния наших жителей является важнейшей задачей. Цель здесь – достижение среднеевропейских показателей уровня жизни населения. Предполагаемые увеличение инвестиций и экономический рост приведут к увеличению на региональном рынке труда доли высокооплачиваемых рабочих мест. Это приведет к значительному повышению уровня трудовых и предпринимательских доходов. Таким образом, к 2030 году уровень реальных располагаемых доходов населения Самарской области увеличится в 1,6 раза (к 2015 году).

При этом данный рост будет сопровождаться увеличением доли «среднего класса» на фоне повышения уровня его покупательной способности. К 2030 году доля населения с доходами менее 40% среднего дохода по региону (относительная бедность) снизится более чем в 2 раза до уровня 12-13%. Это соответствует средним показателям стран Европейского Союза.

Сокращение уровня материального неравенства будет обеспечено также за счет поддержки низкоресурсных групп населения. К 2030 году мы планируем более чем в 2,5 раза сократить долю бедного населения с доходами ниже прожиточного минимума (практически до 5%). При этом в 1,5 раза сократится разрыв между доходами наиболее и наименее обеспеченных слоев населения. Для достижения поставленной цели будет проведена модернизация действующей системы социальной защиты населения на принципах социальной справедливости и адресности.

Слайд 31 «Развитие социальной защиты»

 

При этом адресность будет пониматься не как категория населения по возрастному или иному признаку, а будет учитываться реальная нуждаемость на основе анализа доходов семьи и принадлежащего имущества. Общее число инициативных мер социальной поддержки, предоставляемых жителям региона с учетом нуждаемости, к 2030 году увеличится почти в 2 раза. Кроме того будет значительно расширена практика «социальных контрактов», что позволит существенно снизить иждивенческие настроения получателей социальной помощи.

Сокращению числа нуждающихся также будет способствовать повышение доступности и качества услуг по профессиональной подготовке (переподготовке) и трудоустройству, в том числе лиц с ограниченными возможностями, пенсионеров, молодых мам и выпускников учебных заведений.

Развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания граждан, повышение их кадрового потенциала, внедрение новых технологий оказания услуг позволят обеспечить необходимый объем социальных услуг населению, их высокое качество и оперативность предоставления. Значительный импульс в решении этих задач придаст организационная реформа отрасли. Её результатом будет свободный вход на рынок социальных услуг негосударственных организаций, как предпринимателей, так и социально ориентированных некоммерческих организаций. К 2030 году доля лиц, получающих услуги в негосударственных и в немуниципальных учреждениях социального обслуживания, увеличится почти в 7 раз.

В рамках реализации Конвенции о правах инвалидов для маломобильных граждан региона будут созданы максимально комфортные условия жизнедеятельности. К 2030 году для них должны быть доступны абсолютно все объекты социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в регионе. Расширение сети реабилитационных учреждений в регионе обеспечит полное покрытие потребности в реабилитационных услугах для маломобильных категорий населения.

Слайд 32 «Развитие системы здравоохранения»

Важнейшим приоритетом региона является укрепление здорового образа жизни среди населения. Здоровый образ жизни и принцип солидарной ответственности государства, бизнеса и общества за здоровье жителей – главное правило организации работы в этой сфере.

К основным составляющим охраны здоровья мы относим профилактику, повсеместное внедрение основ здорового образа жизни, качественное медицинское обслуживание, развитие физической культуры и массового спорта, а также мероприятия экологического характера.

В последние годы в основном упор делался на сфере здравоохранения. Начало этому было положено реализацией национального проекта «Здоровье». Но если мы будем только продолжать наращивать финансирование этой отрасли, то к 2030 году не достигнем никаких значимых сдвигов. В качестве альтернативы мы предлагаем изменить приоритеты в распределении прироста средств на другие сферы, другие факторы, которые влияют на состояние здоровья. И это, прежде всего, формирование здорового образа жизни, включая профилактику заболеваний.

Существенные позитивные сдвиги в улучшении здоровья населения будут достигнуты за счет реализации положений Стратегии, ориентированных на оптимальное сочетание медицинских и немедицинских факторов борьбы с заболеваниями. Наиболее значимые и недостаточно используемые резервы здесь связаны с сокращением заболеваемости и смертности лиц в трудоспособном возрасте.

Если подсчитать, какие экономические потери мы несем из-за смертности в трудоспособном возрасте, то это превысит все финансирование здравоохранения в регионе. Поэтому нужно сосредоточиться на устранении причин повышенной смертности. Сюда будут включены широкомасштабные мероприятия по комплексной диспансеризации, массовому просвещению людей в вопросах здорового образа жизни, значительное расширение направлений деятельности медучреждений всех уровней и создание новых медицинских центров. А главное – меры по повышению укомплектованности медучреждений кадрами и радикальному повышению квалификации врачей и другого медперсонала, в том числе за рубежом. Ситуация, когда Самарская область стабильно занимает последнее место в ПФО по обеспеченности медицинскими сестрами, должна быть в корне изменена. Соотношение численности врачей и медсестер в регионе к 2030 году составит в среднем 3,5 медсестры на одного врача. Кроме того, в целом будет устранен дефицит врачей узких специальностей.

В медицинской отрасли предстоит осуществить структурные сдвиги, нацеленные на оптимизацию соотношения стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи на основе усиления координации и преемственности между ними.

На развитие системы здравоохранения будут все активнее влиять новые технологии, прежде всего информационные. Это позволит, в частности, кардинально улучшить ситуацию со сроками и точностью диагностики заболеваний.

Проделанная работа поможет увеличить долю удовлетворенных медицинскими услугами с 70,4% до 95% опрошенных.

Ключевыми индикаторами развития здравоохранения в Стратегии выступают продолжительность жизни при рождении, которая по нашей оценке к 2030 году составит 80 лет.

Слайд 33 «Улучшение экологической ситуации»

На значения данного показателя в значительной мере влияет окружающая среда. Для области характерно многофакторное, многокомпонентное воздействие на окружающую среду.

По степени загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов загрязненными сточными водами регион входит в пятерку наиболее неблагоприятных территорий ПФО.

Для решения экологических проблем будет использован комплексный подход, основанный на улучшении всех компонентов окружающей среды.

В соответствии с новыми требованиями федерального природоохранного законодательства переход к новой схеме экологического регулирования будет завершен в 20-х годах.

Все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, будут разделены на 4 категории по степени такого воздействия. В настоящее время Правительством Российской Федерации определены критерии отнесения объектов к различным категориям. В перспективе это позволит проводить дифференцированную государственную экологическую политику, снизив регуляторную нагрузку на экологически чистые производства.

Главное требование к бизнес-сообществу – обязательное применение наилучших доступных технологий на объектах со значительным негативным воздействием на окружающую среду.

Благодаря этому с каждым годом будет уменьшаться негативное воздействие на атмосферный воздух. Также будут очищены и защищены акватории водных объектов, определена судьба городских лесов, создана система по переработке твердых коммунальных отходов с соответствующей инфраструктурой. Повсеместное распространение должно получить «зеленое строительство».

Слайд 34 «Развитие системы физической культуры и спорта»

В основе формирования здорового образа жизни населения региона находится создание условий для занятий массовой физкультурой. Мощным импульсом для этого является подготовка к Чемпионату мира по футболу.

В Стратегии пересмотрены приоритеты в пользу увеличения внимания к строительству объектов физической культуры, в том числе с привлечением частных инвесторов. Сейчас малый и средний бизнес практически не участвует в инвестировании в физическую культуру и спорт. И этим ситуация разительно отличается от Европы. Поэтому механизмы привлечения малого и среднего бизнеса в эту сферу, возможности изменения экономических условий функционирования этих отраслей, чтобы они стали более рентабельными, в ходе реализации Стратегии будут прорабатываться более детально.

Продолжится возведение спорткомплексов-троек, где под одной крышей находятся универсальный спортзал, бассейн и ледовая арена. Такие комплексы будут в каждом районе. В будущем будет закончено строительство и других объектов регионального масштаба: спортивных комплексов единоборств, крытого велотрека, универсального спортивного комплекса с искусственным льдом на 10 тыс. мест.

И самое главное – мотивация граждан к занятиям физической культурой и спортом. Здесь прогресс может быть очень медленным, но заложенное в Стратегии усиление этой мотивации через пропаганду здорового образа жизни, а также внедрение физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) должно серьезно сказаться на состоянии здоровья населения.

Результатом реализации данных направлений станет увеличение единовременной пропускной способности спортивных сооружений до 185 тыс. человек. Соответственно доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, по нашим подсчетам возрастет почти в 2 раза до 60%.

Слайд 35 «Развитие сферы культуры»

Одним из главных движущих факторов в формировании высококонкурентного региона является культура. В Стратегии она понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения и результатов социальной деятельности. В этой связи целесообразной представляется комплексная переориентация основных направлений деятельности специализированных институтов культуры и культурной активности населения региона на культурную сферу. Стратегическое решение проблем развития сферы культуры Самарской области обеспечит консолидация усилий региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций культуры, образования, науки, туризма, массовых коммуникаций, социальной защиты, а также общественных объединений.

Сейчас область занимает лидирующие места в ПФО и стране по самым важным направлениям культуры и будет сохранять данные позиции.

В вопросах культурного развития будут преодолены межведомственные противоречия, а также существующие ограничения в ресурсном обеспечении. По причине низких темпов модернизации и развития инфраструктуры, а также из-за недостаточной ресурсной обеспеченности сохранения объектов культурного наследия основной задачей является обеспечение сохранности этих объектов в интересах настоящего и будущего поколений области и страны в целом. По нашей оценке доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия в 2030 году возрастет до 55 процентов. Почти в 2 раза увеличится доля объектов сферы культуры, соответствующих современным требованиям: до 90%.

Одним из направлений развития сферы культуры выступит решение кадровой проблемы отрасли. Средний возраст работников культуры – более 50 лет, в отрасли занято около 25 % людей пенсионного возраста. Данную ситуацию уже меняет самая высокая в ПФО заработная плата работников культуры, а в будущем ключевую роль призвана сыграть поддержка молодых специалистов в виде творческих стипендий, грантов и премий.

В целом, для всех категорий населения проблема доступности и привлекательности культурных благ будет решаться посредством расширения сети учреждений и объектов культуры, развития системы информационного сопровождения культурно-досуговых мероприятий.

Посещаемость учреждений культуры Самарской области по нашим прогнозам увеличится на треть.

Еще одна важная задача – значительное расширение самарского календаря культурных, спортивных, выставочных и других массовых мероприятий общероссийского и мирового масштаба. Это позволит в том числе эффективно использовать объекты инфраструктуры, созданные к Чемпионату мира 2018 года и обеспечить коммерческую окупаемость их содержания. Учитывая, что от подачи заявки на проведение мероприятий до решения по этому вопросу проходит 2 и более лет, нам уже сейчас необходимо начинать работу по определению перечня таких новых мероприятий и подаче заявок.

Слайд 36 «Развитие жилищного строительства и обеспечение жильем населения»

Для обеспечения комфортных условий жизни наших жителей немаловажное значение имеет развитие жилищно-коммунального сектора.

К 2020 году планируется достичь объема ввода в эксплуатацию жилья в размере 3,4 млн. кв. метров, что на 79% больше, чем в 2014 году (1,9 млн. кв. метров), а в 2030 году – увеличить обеспеченность населения жильем до 34 кв. метров на человека, что на 40% больше, чем в 2014 году (24,3 кв. м на человека).

Особое внимание будет уделяться повышению качества жилищно-коммунальных услуг, обеспечению надежности работы коммунальных систем Самарской области. Будет заложена основа для формирования современной системы энергетики с использованием интеллектуальных сетей электроснабжения и высокой долей возобновляемых источников энергии.

Слайд 37 «Развитие Самарско-Тольяттинской агломерации»

Все перспективные проекты, и в первую очередь, инфраструктурные, будут реализованы в границах Самарско-Тольяттинской агломерации, что позволит использовать ее уникальный потенциал для повышения конкурентоспособности региона в глобальном масштабе.

Стратегия задает новый вектор развития СТА как самостоятельного и узнаваемого «игрока» на мировом рынке, способствующего росту экономики страны в целом.

В агломерации мы выделяем несколько территорий опережающего развития, одна из них – вблизи международного аэропорта Курумоч. Это наиболее перспективная площадка для формирования новых промышленных и жилых зон между Самарой и Тольятти для усиления агломерационных связей между ними.

В долгосрочной перспективе здесь запланирован амбициозный проект создания аэротрополиса как нового центра городской активности и новой специализации региона.

В 21 веке крупные аэропорты стали драйверами бизнеса и городского развития. Ранее эти функции выполняли морские порты, железные дороги и автомагистрали.

Современные аэропорты предоставляют широчайший спектр услуг: в них можно поиграть в гольф (Даллас), зарегистрировать брак или посетить музей (Амстердам). В терминалах и на прилегающей территории открываются университеты (Бремен), медицинские центры (Мюнхен) и многое другое. При этом, если раньше аэропортовая сфера услуг была рассчитана исключительно на пассажиров, то в последнее время она входит в инфраструктуру городов вблизи аэропортов.

Аэротрополис в Курумоче будет представлять собой полноценное городское образование практически в центре агломерации. Структурно – это будет город с центральным ядром-аэропортом. В непосредственной близости от терминалов и воздушной зоны должны располагаться склады, логистические комплексы, торговые площади, развлекательные заведения (в том числе спортивные, например гоночный ринг). Далее – гостиницы, офисы, жилая застройка, объекты образовательной и социальной инфраструктуры, зоны свободной торговли, а также бизнес, для которого важна скорость доставки.

Предпосылками для развития аэротрополиса станет прогнозируемое к 2020 году удвоение пассажиропотока аэропорта Курумоч, рост потребности в срочной доставке грузов и рост глобальных бизнесов.

Слайд 38 «Перспективная модель системы расселения на территории Самарской области»

Вторым стратегическим направлением территориально-пространственного развития региона является развитие локальных центров систем расселения за границами агломерации.

Внеагломерационные территории области будут развиваться на основе дифференцированного подхода к формированию функциональных программ их развития в зависимости от места и роли в сложившейся системе расселения.

Региональная политика будет направлена на поддержание устойчивости расселения на периферии области и укрепление инфраструктуры локальных центров расселения в целях создания условий для получения полного спектра качественных услуг для граждан, не зависимо от места проживания.

В качестве драйверов экономического роста внеагломерационных территорий будут выступать предприятия малого и среднего бизнеса в сфере переработки, производства стройматериалов, инвестирование в создание животноводческих комплексов, а также развитие сельского туризма.

Уважаемые участники заседания!

Слайд 39 «Стратегические проекты развития Самарской области»

Для развития области сформирован пул стратегически важных проектов, важнейшие из которых представлены на слайде. Они сгруппированы по трем направлениям: проекты в реальном секторе экономики, инфраструктурных и социальных секторах. Всего в стратегию включено более 60 стратегических проектов. Их реализация будет способствовать росту социально-экономического потенциала Самарской области и улучшению имиджа региона в целом.

Слайд 40 «Оценка инвестиционно-финансовых ресурсов реализации инвестиционных проектов»

На основе проведенной оценки суммарной стоимости всех инвестиционных проектов, предусмотренных к реализации в 2016-2030 годах, и прогноза инвестиционных ресурсов сделан вывод о том, в целом Самарская область обеспечена достаточным объемом инвестиционно-финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации в период действия стратегии. Более того, имеется возможность реализации дополнительных инвестиционных проектов по обозначенным приоритетам и стратегическим направлениям социально-экономического развития Самарской области в долгосрочной перспективе.

Слайд 41 «Механизм реализации стратегии»

Реализация стратегии будет осуществляться на основе комплексного подхода, предполагающего использование разнообразных механизмов и инструментов, включая нормативно-правовое, организационное, информационно-методическое, финансовое обеспечение. В соответствии с законодательством ключевым инструментом реализации стратегии станет соответствующий план ее реализации, который будет разработан после принятия стратегии. План мероприятий по реализации стратегии будет содержать комплекс мероприятия по достижению стратегических целей и решению поставленных задач с указанием ответственных исполнителей и сроков их выполнения.

Слайд 42 «Организационно-управленческий механизм реализации стратегии»

Достижение стратегических целей будет осуществляться посредством программного метода управления. Продолжится реализация как уже действующих, так и новых государственных программ Самарской области. При этом предлагается оптимизация системы государственных программ за счет их укрупнения. Кроме того, предполагается активно внедрять проектные методы в управлении. В каждой программе будут выделяться ключевые проекты, реализация которых должна обеспечить выполнение программных установок. Мы планируем создать проектный офис по реализации Стратегии в нашем министерстве и в других органах исполнительной власти.

Уважаемые коллеги!

В завершении хочу отметить, что разработка региональной стратегии проходит в условиях отсутствия документов стратегического планирования федерального уровня – пока не разработаны Стратегия России, долгосрочный и бюджетный прогнозы ее развития.

Тем не менее, мы вполне способны в интересах развития региона принять главный стратегический документ Самарской области с тем, чтобы запустить весь сложный механизм планирования развития области и ее муниципальных образований. Кроме упомянутого мною Плана мероприятий по реализации стратегии должны быть разработаны стратегии городов и муниципальных районов, отраслевые и секторальные стратегии, уточнен долгосрочный прогноз и разработан бюджетный прогноз до 2030 года, принят весь пакет госпрограмм.

В ходе и по результатам этих работ в Стратегию могут и должны вноситься коррективы. Это будет живой документ, учитывающий результаты всех итераций стратегического планирования на разных уровнях управления.

Относительно обсуждаемой сегодня версии Стратегии необходимо отметить, что она размещена для общественного обсуждения на портале нашего министерства. Начиная с 9 августа, в течение месяца, мы принимаем и рассматриваем предложения всех заинтересованных лиц по ее уточнению.

Уверен, что четкое видение долгосрочного развития области и реализация необходимого комплекса мер на базе надежного сотрудничества с населением, бизнес-сообществом позволит создать конкурентоспособную экономику области и значительно улучшить качество жизни наших граждан.

Текст доклада

Презентация

Решение Общественной палаты Самарской области

Материал подготовила: Евгения Ветрова

Прикрепленный файл: