Инициативные группы

 

Градоэкологическое развитие (экогород)

В результате 2-ой стратегической сессии, состоявшейся 8-9 декабря 2011г., в числе прочих, был сформулирован следующий вывод: экологическая ситуация в г. Самара определяется застойными явлениями в экономической, социо-культурной и административной и гражданской сферах жизни города, продолжение ухудшения экологичсекой областновки негативно сказывается на здоровье населения, однако, решение экологических проблем тесно связано с комплексным оздоровлением во всех вышеназванных сферах.

Состав группы: 

Координатор группы:

Бэла Анатольевна Никитина (член Совета ИЭКА «Поволжье», кондидат социологических наук, доцент СамГУ)

Члены группы:

Вячеслав Андревнович Борисов (главный инженер проекта НИИ Волгоэренгопромстройпроект)

Михаил Курочкин (общественный эксперт, кандидат исторических наук)

Советники группы:

Нина Петровна Щукина (доктор социологических наук, заведующая кафедрой СамГУ, профессор)

Светлана Малышева (кандидат архитектуры, доцент кафедры «Градостроительство», член правления Самарского отделения Союза Архитекторов России)

О группе: 

В результате 2-ой стратегической сессии, состоявшейся 8-9 декабря 2011г., в числе прочих, был сформулирован следующий вывод: экологическая ситуация в г. Самара определяется застойными явлениями в экономической, социо-культурной и административной и гражданской сферах жизни города, продолжение ухудшения экологичсекой областновки негативно сказывается на здоровье населения, однако, решение экологических проблем тесно связано с комплексным оздоровлением во всех вышеназванных сферах.

Начиная с 70-х гг экологическая обстановка в г.о. Самара становится напряженной. Развитие комплекса оборонных и машиностроительных предприятий, увеличение численности населения приводят к росту энергопотребления, к нарастанию нагрузки на коммунальную инфраструктуру, загрязнению атмосферы и гидросферы на территории г. Самара. Перестройка и кризис 90-х гг., которые привели к заметной реструктуризации экономики, изменили харатер загрязнения окружающей среды, выведя в число важнейших загрязнителей транспорт, преимущественно личный. Возможности приватизации, а фактически «захвата» природных территорий способствовали уменьшению уровня озеленности города, хаотичности застройки, что способствовало в немалой степени ухудшению качества среды обитания, нарастанию транспортных проблем, истощению почв за счет их занятия под дороги, несанкционированные стоянки, гаражи, ларьки и т.л. Отсутствие серьезного гражданского контроля над деятельностью городских властей привело к тому, что коммунальная инфраструктура постепенно разрушалась без должного ухода, увеличивая потребление водных ресурсов и энергоемкость коммунального хозяйства. Ухудшалось состояние водопровода, канализации, системы очистных сооружений, что в свою очередь способствует загрязнению окружающей среды.

Незначительное повышение уровня материального благосостояния населения на фоне увеличения предложения рынком дешевых, низкокачественных товаров увеличило объем ТБО, что способствовало загрязнению частных и общественных территорий города, пригордных зон. Захламленными оказались парки и берега водоемов, дворы и город в целом. В совокупности с ограничением доступа населения к наиболее привлекательным для отдыха территориям за счет разрастания частных застроек прибрежных территорий, превращением парков отдыха в коммерческие предприятия ухудшились рекреационные возможности горожан. Этому во многом способствовало ухудшение состояния объектов культуры и спорта, слабое развитие местного туризма. В результате, состояния физического и психологического здоровья населения в г. Самара отличается сегодня весьма неблагоприятными показателями, что доказывается демографическими данными, такими, как более высокая, чем в других городах России доля больных и умерших от алкоголизма и наркомании, от травм и иных внешних причин.

Учитывая тот факт, что экологическая обстановка является отражением общего уровня развития местного сообщества, определяет привлекательность города для миграционного притока высококвалифицированного человеческих ресурсов, необходимо определить улучшение экологической ситуации в городе в качестве приоритетного направления.

Главный тезис – Самара должна стать городом устойчивого развития, где на основе системы экологического менеджмента на всех уровнях муниципального управления сбалансированно развиваются социальная сфера, «зеленая экономика» (эко-инновационная промышленность и иные сферы коммерческой деятельности) и граждански-ориентированная административная сфера.

С целью общественного обсуждения и корректировки вышеприведенных тезисов, в настоящее время формируется экспертная группа «Экология и здоровье населения».

Задачей работы стратегической группы «Экология и здоровье населения» является формирование стратегического видения экологически дружественного будущего города Самары, первых шагов в данном направлении.

Основные направления работы экспертной группы:

Определение принципов экологически дружественной организации жизнедеятельности города ( в том числе и градостроительства), с приоритетностью и обязательностью которых будут согласны представители других групп стратегического планирования г. Самары.

Выделение основных наиболее значимых экологических аспектов в жизнедеятельности города Самара, т.е. видов жизнедеятельности горожан, негативного влияющих на состояние окружающей среды.

Разработка документа «Экологическая политика г. Самары», который может стать исходным документом для формирования системы экологичеcкого менеджмента города в соответствии с международным стандартом ISO 14000, для последующего рамочного согласования с руководством города перехода к экологически дружественному управлению.

Формирование на основе «Экологической политики г. Самары» «Экологического кодекса жителя Самары», который станет важнейшим документом развития экологической культуры жителей нашего города.

Конструирование постоянно действующего механизма общественного участия жителей в обсуждении экологических проблем города, а также комплексный механизм общественного контроля за экологизацией жизнедеятельности города.

Итогом работы группы станет раздел «Стратегии Самары – 2025», содержащий обоснованные выводы и чёткие рекомендации с программой их реализации, который впоследствии будет вынесен на широкое общественное обсуждение.

Если Вы желаете участвовать в работе группы «Экология и здоровье населения», а также присутствовать на её заседаниях просим Вас связаться с руководителем указанной группы – Бэлой Анатольевной Никитиной по телефону +7 927 702 76 11.

Скрипты: